Психолого-педагогическая сравнительная диагностика российских и китайских учащихся с разным творческим потенциалом при обучении музыке

Ключевые слова

обучение музыке
психологическая диагностика
креативность
мотивация
музыкальный талант
одаренность
образовательная среда
творческий потенциал
преподавание музыки
эмоциональный интеллект

Аннотация

Введение. Творческий потенциал – то, что отличает одаренных учащихся от их обычных сверстников, то, что подлежит дальнейшему и превратится в талант. Творчество и талант связаны. Учителя могут использовать показатели креативности для оценки одаренности учащихся. Цель нашего исследования – выявить, как показатели творческого потенциала могут быть предикторами одаренности учащихся. Научная новизна исследования состоит в получении результатов сравнительной диагностики творческого потенциала российских и китайских учащихся при обучении музыке для дальнейшего планирования их образовательного процесса для достижения высоких результатов. Методы. Анкетирование проводилось с помощью комплексной методики, составленной для выявления уровня творческого потенциала учащихся при обучении музыке. Респондентами исследования стали китайские учащиеся Шэньчжэньского колледжа международного образования, г. Шэньчжэн, Китай (50 человек) и российские учащиеся ГБПОУ Ростовский колледж искусств, г. Ростов-на-Дону, Россия (62 человека). Возраст учащихся колледжа варьируется от 14 до 19 лет (n = 112). Средний возраст респондентов – 17,1 ± 1,8 лет, а медианный возраст составляет 17 лет. Результаты. Среднее значение уровня творческого потенциала (креативности) учащихся Шэньчжэньского колледжа международного образования (Китай) составило 21,67 баллов, а студентов Ростовского колледжа искусств 25,05 баллов, что сравнительно выше. Стандартное отклонение показывает величину разброса полученных данных и составляет 2,74 балла для китайских учащихся и 2,28 балла для российских учащихся. Проведенный расчет t-критерия Стьюдента позволяет оценить статистическую значимость выявленных различий величин средних значений для двух несвязанных выборок. Полученное эмпирическое значение tЭмп = 5.2 (p ≤0.01) находится в зоне значимости. Кроме того, данные исследования показали связь творческого потенциала учащихся с эмоциональным интеллектом. Обсуждение результатов. Результаты психологической диагностики позволяют редактировать программу обучения музыке с учетом выбора инструментов и технологий, активизирующих формирование и развитие эмоционального интеллекта в группах и развитие творческого потенциала учащихся.

https://doi.org/10.21702/z0578k50

Библиографические ссылки

Абросимова, Е. Б., Макарова, Е. А. (2022). Психологические особенности обучения игре на музыкальных инструментах одаренных и талантливых детей. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2022 года. Издательство АЛЕФ.

Анисимов, В. П. (2004). Диагностика музыкальных способностей. ВЛАДОС.

Богоявленская, Д. Б. (2019). Философские основы теории одаренности. Культурно-историческая психология, 15(2), 14–21. https://doi.org/10.17759/chp.2019150202

Бозиева, М. М., Паштов, Т. З. (2018). Особенности одаренных и талантливых детей. Экономика и социум, 2(45), 135–141.

Зимина Н. А. (2023). Психологические особенности взаимосвязи мотивации достижения успеха и эмоционального интеллекта. Гуманизация образования, (2), 49–61. https://doi.org/10.24412/1029-3388-2023-2-49-61

Кирнарская, Д. К. (2006). Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва.

Лейтес, Н. С. (2003). Возрастная одаренность и индивидуальные различия. МПСИ.

Лосева, С. Н. (2023). Инклюзивный подход в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности. Вестник музыкальной науки, 11(4), 169–174. https://doi.org/10.24412/2308-1031-2023-4-169-174

Лучинина, О. (2013). Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция. Проект «LENOLIUS».

Макарова, Е. А., Абросимова, Е. Б. (2022). Роль музыки в развитии эмоциональной сферы учащихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3(303), 37–47.

Макарова, Е. А., Абросимова, Е. Б. (2023). Модели одаренности и психологические особенности обучения музыке. Вестник Таганрогского института управления и экономики, 3(39), 89–94.

Макарова, Е. А., Макарова, Е. Л., Денисов, Б. В. (2022). Мотивация к успеху учащихся в малых группах при обучении музыке. Российский психологический журнал, 19(3), 108

Надырова, Д. С. (2015). О ценности музыкальных занятий в развитии интеллекта ребенка. I Международная научно-практическая конференция «Дополнительное профессиональное образование в контексте социокультурных и образовательных трансформаций». ИДПО, Казань, Россия.

Оржековский, П. А., Степанов, С. Ю., Мишина, И. Б. (2020). Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования. Непрерывное образование: XXI век, 3, 2–14. Психология и педагогика детской одарённости: коллективная монография. А.Ю. Нагорнова (ред.). Зебра.

Савенков, А. И. (2024). Психология детской одаренности: учебник для вузов. Издательство Юрайт.

Холопова, В. (2012). Эмоции и смысл музыки. Проблематика основного зарубежного труда по музыкальным эмоциям. П.Н. Джаслин, Дж.А.Слобода (сост). Музыка и эмоция. Теория и исследования. Вестник РАМ им. Гнесиных.

Шумакова, Н. Б. (2020). Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики. Социальные науки и детство, 1(1), 34–46. https://doi.org/10.17759/ssc.2020010103

Экземплярский, В. М. (2006). Проблема одаренности. Измерение одаренности как теоретическая и практическая проблема. В: Что такое одаренность. А.М. Матюшкин, А.А. Матюшкина (ред.). ЧеРо.

Beghetto, R. A., & Kaufman, J. C. (2013). Fundamentals of creativity. Educational Leadership, 70(5), 10–15.

Chatelain, S., Barman, K., Lage-Gómez, C., & Moor, M. (2024). Reframing creative teaching in secondary music teacher education. Education Sciences. 14, 324. https://doi.org/10.3390/educsci14030324

Lima, C. F., Correia, A. I., Mullensiefen, D., & Castro, S. L. (2023). Goldsmiths Musical Sophistication Index (Gold-MSI): Portuguese version and associations with socio-demographic factors, personality and music preferences, 48. Psychology of music.

Møller C., Hansen N. C., Vuust P., Müllensiefen D. The Danish Goldsmiths Musical Sophistication Index: Validation in samples with different degrees of representativeness. PsyArXiv; 2024. https://doi.org/10.31234/osf.io/qah3w

Müllensiefen, D., Gingras, B., Stewart, L., & Musil, J. (2013). Goldsmiths Musical Sophistication Index (Gold-MSI) v1.0: Technical report and documentation. Revision 0.3. London: Goldsmiths, University of London.

Musikhina, Y. (2024). Gender Differences in Motivation for Success and Their Impact on Personal and Professional Achievements of Students . Eurasian Journal of Gender Studies, 1(1), 34–43.

Rost, D. H., Czeschlik, T. (1994). The psycho-social adjustment of gifted children in middle-childhood. European Journal of Psychology of Education, 9, 15–25. https://doi.org/10.1007/BF03172882

Schiavio, A., & Benedek, M. (2020). Dimensions of musical creativity. Frontiers of Neuroscience, 14, 578932.

Subotnik, R. F., Olszewski-Kubilius, P., & Worrell, F. C. (2018). Talent development as the most promising focus of giftedness and gifted education. Springer.

Worrell, F. C., & Dixson, D. D. (2018). Retaining and recruiting underrepresented gifted students. Handbook of Giftedness in Children. S.I. Pfeiffer (ed.). Springer.

Worrell, F. C., Olszewski-Kubilius, P., & Subotnik, R. F. (2021). Gifted and talented students. Mental health consultation and interventions in school settings: A scientist-practitioner’s guide. Hogrefe Publishing GmbH.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Российский психологический журнал