Опосредствование продуктивной деятельности как условие преодоления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте

Версии

PDF (Английский)
PDF

Ключевые слова

компьютерная зависимость
проектная деятельность
опосредствование
младшие школьники
продуктивная деятельность
проект
психологическое сопровождение
цифровизация
мультипликация

Аннотация

Введение. Актуальность исследуемой проблемы связана со спецификой социальной ситуации развития, особенно в младшем возрасте, как обуславливающем факторе формирования зависимости. Цель исследования – изучение представления родителей об особенностях использования Интернета младшими школьниками и разработка проекта, направленного на снижение компьютерной зависимости у таких детей. Принципиально новым в поиске способов снижения компьютерной зависимости стало обоснование системы средств совместной деятельности детей и родителей в рамках проекта, продуктом которого стало создание мультипликационного фильма. Методы. Теоретическое обоснование исследования заключается в том, что современные цифровые возможности в создании мультипликационных фильмов становятся условием опосредствования и координации продуктивных форм деятельности для младших школьников. Система продуктивных видов деятельности в рамках проекта «Пластилиновые мультики» посредством планомерной организации  компьютерную зависимость у младших школьников. Результаты. Практическая значимость работы определяется обозначением проблемы и рассмотрением одного из вариантов эффективной формы организации деятельности детей и взрослых, опосредованных использованием цифровых технологий. В результате реализации проекта у детей отмечены изменения по следующим сферам: когнитивная, эмоциональная и поведенческая. Обсуждение результатов. При реализации проекта за счет разнообразия средств взаимодействия ребенка со сверстниками и родителями снизилась компьютерная зависимость у детей по следующим параметрам: снижение времяпрепровождения за компьютером, гаджетами; увеличение случаев использование детьми гаджетов в качестве средства реализации какой-либо деятельности; повышение уровня коммуникации со сверстниками; увеличение вариантов совместной деятельности детей и родителей; снижение количества  негатививных проявлений при просьбы выключить компьютер (телефон). Заключение. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы проведенного исследования актуальны для подготовки психологов, педагогов и воспитателей.

https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.11
PDF (Английский)
PDF

Библиографические ссылки

Berezovskaya I.P., Shipunova O.D., Kedich S.I. (2019) Internet addiction and youth coping strategies. ACM International Conference Proceeding Series. Proceedings - CSIS 2019: 11th International Scientific and Theoretical Conference "Communicative strategies of Information Society".

Beznos O.S., Skvortsova D.D. (2018) The impact of computer addiction on the human psyche. Scientific works of KubGTU. 3, 100-105.

Bogacheva N.V. (2019) Main problems in the psychology of a computer game. Digital Society in the Cultural-Historical Paradigm: Collective Monograph. Moscow, 30-36.

Brenner V. (1997) Psychology of computer use: xlvii. parameters of internet use, abuse and addiction: the first 90 days of the internet usage survey psychological reports. T. 80, 879-882.

Bydtaeva E.L. (2015) Computer addiction is a problem of modern psychology. Breakthrough scientific research as an engine of science: collection of articles of the international scientific-practical conference, 249-252.

Dyatlova E.V., Mikhina M.V. (2019) Internet communications: the path of cultural development of the individual or freedom of choice in the information age. Bulletin of the University. 4, 168-172.

Efremov A.Yu., Kuchmasova M.S., Malina V.S. (2015) Psychology of the transformation of the value orientations of a teenager in computer games. A new word in science: development prospects.1(3), 102-104.

Elkina A.E. Features of computer addiction in younger children. Young scientist. 2017. 20, 394-396.

Gentile D. A. [et al.] (2012) Video game playing, attention problems, and impulsiveness: evidence of bidirectional causality. Psychology of Popular Media Culture. 1, 62-70.

Goldberg I. (1996) Internet addiction disorder. cyberpsychol. Behavior. 4. 403-412.

Greenfield P. M. (2009) Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned. Science. 323, 69-714.

Griffiths M. (2009) Online computer gaming: Advice for parents and teachers. Education and Health. 27:1, 3-6.

Ignatova A.R. (2020) Psychological and pedagogical conditions for the development of the cognitive sphere in primary school students who are fascinated by modern electronic means and computer games. Social relations .4(35), 27-35.

Ivanov M.S. (2007) Psychological aspects of the negative impact of computer game addiction on a person's personality. Psychology of addiction. Minsk: Harvest. ISBN 978-985-16-1660-8.

Khoziev V.B. (2000) Mediation in becoming activity. Surgut: Sugut. state university; Hyphen. ISBN 5-89545-044-X.

Kostrikova M.V. (2015) Psychological aspects of the formation of computer addiction. Young scientist. 7(87), 678-680.

Kühn S. (2011) The neural basis of video gaming [Electronic resource]. Translational Psychiatry. 1. URL: http://www.nature.com/tp/journal/v1/n11/full/tp201153a.html (accessed 08/30/2021).

Kuznetsova A.A. (2021) Study of the relationship between attachment relationships and the presence of elements of computer addiction in preschoolers. Kazan pedagogical journal. 1, 248-253.

Marker C., Gnambs T., Appel M. (2018) Active on Facebook and Failing at School? Meta-Analytic Findings on the Relationship Between Online Social Networking Activities and Academic Achievement. Educational Psychology Review. 3, 651-677.

Olson C. K., Kutner L. (2015) Viewpoints and flashpoints in the study of video game violence and aggression. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 12.1, 13-28.

Orlov M.O. (2019) Multidimensionality of the digital environment in a risk society. News of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. T. 19. 2, 155-161.

Project form of education: experience of creation, research and application: monograph (2014) / ed. V.B. Khoziev, N.I. Khokhlova, N.P. Plekhanova; Surgut.state University of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. Surgut: ITs SurGU. ISBN: 978-5-905243-02-8.

Reisinger R. (2011) 91 percent of kids are gamers, research says [Electronic resource]. URL: https://www.cnet.com/news/91-percent-of-kids-are-gamers-research-says (accessed 07/12/2021).

Rubtsova O.V. (2019) Digital technologies as a new means of mediation (Part One). Cultural-historical psychology. 3, 117-124.

Savostina L.V., Khokhlova N.I. (2021) Digitalization in the context of the education of modern teachers. Prospects for the development of higher education: materials of the II International scientific and practical conference / ed. editor M.V. Badelina. Tyumen: TIU, 275-278.

Yang K. (2015) Clinical aspects of Internet addictive behavior. Medical psychology in Russia. 4, 12-19.

Zapesotskaya I.V., Nikishina, V.B. (2012) The state of addiction: a metapsychological analysis. Kursk: KSMU. ISBN: 978-5-7487-1537-9.

Zaretskaya O.V. (2017) Computer and Internet addiction: analysis and systematization of approaches to the problem. Psychological science and education psyedu.ru ("Psychological and pedagogical research"). 2, 145-165.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Наталия И. Хохлова, Ольга Ю. Муллер, Любовь В. Савостина