Опосредствование продуктивной деятельности как условие преодоления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте

Авторы

  • Наталия И. Хохлова Сургутский государственный университет
  • Ольга Ю. Муллер Сургутский государственный университет
  • Любовь В. Савостина ООО «Лингва»

Ключевые слова:

компьютерная зависимость, проектная деятельность, опосредствование, младшие школьники, продуктивная деятельность, проект, психологическое сопровождение, цифровизация, мультипликация

Аннотация

Введение. Актуальность исследуемой проблемы связана со спецификой социальной ситуации развития, особенно в младшем возрасте, как обуславливающем факторе формирования зависимости. Цель исследования – изучение представления родителей об особенностях использования Интернета младшими школьниками и разработка проекта, направленного на снижение компьютерной зависимости у таких детей. Принципиально новым в поиске способов снижения компьютерной зависимости стало обоснование системы средств совместной деятельности детей и родителей в рамках проекта, продуктом которого стало создание мультипликационного фильма. Методы. Теоретическое обоснование исследования заключается в том, что современные цифровые возможности в создании мультипликационных фильмов становятся условием опосредствования и координации продуктивных форм деятельности для младших школьников. Система продуктивных видов деятельности в рамках проекта «Пластилиновые мультики» посредством планомерной организации  компьютерную зависимость у младших школьников. Результаты. Практическая значимость работы определяется обозначением проблемы и рассмотрением одного из вариантов эффективной формы организации деятельности детей и взрослых, опосредованных использованием цифровых технологий. В результате реализации проекта у детей отмечены изменения по следующим сферам: когнитивная, эмоциональная и поведенческая. Обсуждение результатов. При реализации проекта за счет разнообразия средств взаимодействия ребенка со сверстниками и родителями снизилась компьютерная зависимость у детей по следующим параметрам: снижение времяпрепровождения за компьютером, гаджетами; увеличение случаев использование детьми гаджетов в качестве средства реализации какой-либо деятельности; повышение уровня коммуникации со сверстниками; увеличение вариантов совместной деятельности детей и родителей; снижение количества  негатививных проявлений при просьбы выключить компьютер (телефон). Заключение. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы проведенного исследования актуальны для подготовки психологов, педагогов и воспитателей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Безнос, О. С., Скворцова, Д. Д. (2018). Влияние компьютерной зависимости на психику человека. Научные труды КубГТУ, 3, 100–105.

Богачева, Н. В. (2019). Основные проблемы психологии компьютерной игры. В Т. Д. Марцинковская, В. Р. Орестова, О. В. Гавриченко (ред.), Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография (с. 30–36). Московский педагогический государственный университет.

Быдтаева, Э. Л. (2015). Компьютерная зависимость – проблема современной психологии. В А. А. Сукиасян (ред.), Прорывные научные исследования как двигатель науки: Сборник статей международной научно-практической конференции (Т. 3, с. 249–252). АЭТЕРНА.

Варга, А.Я. (1988). Тест-опросник родительского отношения: практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. Московский государственный университет.

Дятлова, Е. В., Михина, М. В. (2019). Интернет-коммуникации: путь культурного развития личности или свобода выбора в информационную эпоху. Вестник университета, 4, 168–172. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-4-168-172.

Елкина, А. Е. (2017). Особенности компьютерной зависимости у младших школьников. Молодой ученый, 20, 394–396.

Ефремов, А. Ю., Кучмасова, М. С., Малина, В. С. (2015). Психология трансформации ценностных ориентаций подростка в компьютерных играх. Новое слово в науке: перспективы развития, 1, 102–104.

Зарецкая, О. В. (2017). Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме. Психолого-педагогические исследования, 9 (2), 145–165. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090213.

Иванов, М. С. (2007). Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Флогистон, http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2

Игнатова, А. Р. (2020). Психолого-педагогические условия развития познавательной сферы у младших школьников, увлеченных современными электронными средствами и компьютерными играми. Социальные отношения, 4, 27–35.

Кострикова, М. В. (2015). Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости. Молодой ученый, 7, 678–680.

Кузнецова, А. А. (2021). Исследование взаимосвязи отношений привязанности и наличия элементов компьютерной зависимости у дошкольников. Казанский педагогический журнал, 1, 248–253.

Марковская, И. М. (2000). Тренинг взаимодействия родителей с детьми. «Речь».

Никишина, В. Б., Запесоцкая, И. В. (2012). Состояние зависимости: метапсихологический анализ. Курский государственный медицинский университет.

Орлов, М. О. (2019). Многомерность цифровой среды в обществе риска. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 19(2), 155–161. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-155-161.

Рубцова, О. В. (2019). Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая). Культурно-историческая психология, 15(3), 117–124. https://doi.org/10.17759/chp.2019150312.

Савостина, Л. В., Хохлова, Н. И. (2021). Цифровизация в контексте образования современных педагогов. В М. В. Баделина (ред.), Перспективы развития высшей школы: Материалы II Международной научно-практической конференции (с. 275–278). Тюменский индустриальный университет.

Солдатова, Г.В. (2011). Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете. Фонд Развития Интернет.

Хозиев, В. Б. (2000). Опосредствование в становящейся деятельности. Сургутский государственный университет; Дефис.

Хозиев, В. Б., Хохлова, Н. И., Плеханова, Н. П. (ред.). (2014). Проектная форма обучения: опыт создания, исследования и применения: коллективная монография. Сургутский государственный университет.

Янг, К. (2015). Клинические аспекты интернет-зависимого поведения. Медицинская психология в России, 4, 11–14.

Berezovskaya, I. P., Shipunova, O. D., &Kedich, S. I. (2019). Internet addiction and youth coping strategies. In ACM International Conference Proceeding Series.Proceedings – CSIS 2019: 11th International scientific and theoretical conference «Communicative strategies of Information Society». Association for Computing Machinery (pp. 1–6). https://doi.org/10.1145/3373722.3373790

Brenner, V. (1997).Psychology of computer use: XLVII. Parameters of Internet use, abuse and addiction: The first 90 days of the Internet usage survey. Psychological Reports, 80, 879–882.

Gentile, D. A., Swing, E. L., Lim, C. G., & Khoo, A. (2012). Video game playing, attention problems, and impulsiveness: Evidence of bidirectional causality. Psychology of Popular Media Culture, 1(1), 62–70. https://doi.org/10.1037/a0026969

Greenfield, P. M.(2009). Technology and informal education: What istaught, what is learned.Science, 323(5910), 69–71.https://doi.org/10.1126/science.1167190

Griffiths, M.(2009). Online computer gaming: Advice for parents and teachers. Education and Health, 27 (1), 3–6.

Kühn, S., Romanowski, A., Schilling, C., Lorenz, R., Mörsen, C., Seiferth, N., Banaschewski, T., Barbot, A., Barker, G. J., Büchel, C., Conrod, P. J., Dalley, J. W., Flor, H., Garavan, H., Ittermann, B., Mann, K., Martinot, J.-L., Paus, T., Rietschel, M., … Gallinat, J.(2011). The neural basis of video gaming. Translational Psychiatry,1. https://doi.org/10.1038/tp.2011.53

Marker, С., Gnambs, T., Appel, M. (2018). Active on Facebook and failing at school?Meta-analytic findings on the relationship between online social networking activities and academic achievement. Educational Psychology Review,30, 651–677. https://doi.org/10.1007/s10648-017-9430-6

Olson, C. K.,&Kutner, L. (2015). Viewpoints and flashpoints in the study of video game violence and aggression. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 12, 13–28.

Reisinger, R.(2011). 91 percent of kids are gamers, research says. CNET. https://www.cnet.com/news/91-percent-of-kids-are-gamers-research-says (дата обращения: 12.07.2021).

Опубликован

2022-09-19

Как цитировать

Хохлова, Н. И. ., Муллер, О. Ю., & Савостина, Л. В. . (2022). Опосредствование продуктивной деятельности как условие преодоления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте. Российский психологический журнал, 19(2). извлечено от https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/1233

Выпуск

Раздел

Возрастная психология