Аннотация
В статье рассматривается вопрос о связи творческого воображения с психологическими характеристиками специалистов сферы искусства. В статье описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. В исследовании приняли участие 240 человек: специалисты сферы искусства (художники, актеры), специалисты, не работающие в сфере искусства. Процедура исследования включала определение уровня продуктивности творческого воображения и психологическое тестирование.
При определении уровня продуктивности творческого воображения применялась экспертная оценка художественных произведений, выполненных испытуемыми в технике монотипии. В результате все участники исследования были разделены на высоко- и низкопродуктивных в рамках своей профессиональной группы. Для психологического тестирования использованы: личностный опросник FPI, опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, тест Е. Торренса «Выбор стороны», субтест Е. Торренса «Неоконченные фигуры», метод парных сравнений В. В. Скворцова. Статистическая обработка проводилась методом сравнительного анализа данных с помощью параметрического t-критерия Стьюдента. Использован пакет компьютерных программ Statistica 13.0.
На основе анализа полученных данных выявлены индивидуально-психологические особенности, характерные для специалистов сферы искусства – художников и актеров – с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. Представители сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, независимо от специальности, характеризуются высоким уровнем невротичности, раздражительности, эмоциональной лабильности. Художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения отличают выраженная застенчивость, депрессия и интровертированность, низкий уровень волевой саморегуляции. У них доминируют правополушарный и совмещенный типы мышления; уровень невербальной креативности – высокий, особенно выражен показатель «разработанности»; основные потребности – в самореализации и в уважении. У актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения достоверно выше показатель уравновешенности; доминирующий тип мышления – смешанный; уровень невербальной креативности – средний; наиболее выражена потребность в самореализации.
Библиографические ссылки
Bogoiavlenskaia D. B., Bogoiavlenskaia M. E. Odarennost’: priroda i diagnostika [Giftedness: nature and diagnostics]. Moscow, Center for Scientific and Practical Developments and Expertise in the Field of Education Publ., 2013. 208 p.
Bogoiavlenskaia D. B., Bogoiavlenskaia M. E. Osobennosti razvitiia lichnosti s garmonichnym i disgarmonichnym tipami odarennosti [Features of the development of persons with harmonious and disharmonious types of giftedness]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal – Russian Psychological Journal, 2008, V. 5, no. 4, pp. 11–21.
Dikaia L. A., Dikii I. S. Tvorcheskii mozg [The creative brain]. Rostov-on-Don, Southern Federal University Publ., 2015. 218 p.
Dikaia L. A., Karpova V. V. Vliianie professional’noi khudozhestvennoi podgotovki na osobennosti formirovaniia funktsional’nykh sviazei kory golovnogo mozga pri vypolnenii obraznoi tvorcheskoi deiatel'nosti [The influence of professional artistic training on the features of formation of functional relations of the brain cortex of when performing imaginative creative activity]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal – Russian Psychological Journal, 2014, V. 11, no. 4, pp. 80–91.
Dikii I. S. Osobennosti funktsional’noi organizatsii kory golovnogo mozga u odarennykh uchashchikhsia razlichnykh vozrastnykh grupp pri vypolnenii kognitivnoi deiatel’nosti [Features of the functional organization of the brain cortex in gifted students of various age groups when performing cognitive activity]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Science Publ., 2014, pp. 260–265.
Karpova V. V., Dikaia L. A. Elektrofiziologicheskie pokazateli obraznoi tvorcheskoi deiatel’nosti u khudozhnikov [Electrophysiological indices of imaginative creative activity in artists]. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik – North Caucasian Psychological Bulletin, 2015, no. 13/2, pp. 29–34.
Melik-Pashaev A. A., Novlianskaia Z. N., Adaskina A. A., Chubuk N. F. Psikhologiia odarennosti: khudozhestvennaia odarennost’ [The psychology of giftedness: artistic giftedness]. Moscow, Moscow Institute of Open Education Publ., 2005. 128 p.
Novikova N. A. Tvorcheskoe voobrazhenie kak perspektiva razvitiia lichnosti [Creative imagination as a prospect of personal development]. Pedagogika iskusstva – Pedagogy of Art, 2007, no. 1, pp. 10–17.
Pavlova E. V. Psikhologicheskie i khudozhestvennye osobennosti kartiny mira u studentov-khudozhnikov i studentov drugikh spetsial’nostei [Psychological and artistic features of the world picture in artists-students and students of other specialties]. Molodoi uchenyi – Young Scientist, 2014, no. 2, pp. 689–693.
Petukhov V. V. Voobrazhenie i poznanie [Imagination and cognition]. Modeli mira – The World Models, Moscow, 1997, pp. 27–35.
Rozhdestvenskaia N. V. Tvorcheskaia odarennost’ i svoistva lichnosti (eksperimental’noe issledovanie akterskoi odarennosti) [Creative giftedness and personality traits (the experimental study of the actor’s giftedness)]. Psikhologiia protsessov khudozhestvennogo tvorchestva – Psychology of Processes of Artistic Creativity, Leningrad, Nauka Publ., 1980, pp. 57–67.
Rozhdestvenskaia N. V., Tolshin A. V. Kreativnost’: puti razvitiia i treningi [Creativity: ways of development and trainings]. St. Petersburg, Rech’ Publ., 2006. 320 p.
Tunik E. E. Diagnostika kreativnosti. Test E. Torrensa [Diagnostics of creativity. E. Torrance test]. St. Petersburg, 2006, pp. 121–158.
Shragina L. I. Problema psikhologicheskoi prirody voobrazheniia [The problem of the psychological nature of imagination]. Odes’kogo Natsional’nogo Universitetu – Odessa National University Bulletin, 2010, V. 15, no. 11, Part 2. Psychology, pp. 156–164.
Babenko V., Yavna D. Participation of the hemispheres in detection of 1st- and 2nd-order visual stimuli // International Journal of Psychology, 2012, V. 47, P. 145.
Dikiy I. S., Dikaya L. A., Karpova V. V. Inter- and intrahemispheric functional organization of brain cortex in artists during creative process // International Journal of Psychophysiology, 2014, V. 94, Issue 2, P. 161. doi:10.1016/j.ijpsycho.2014.08.706
Feist G. J. Affect in artistic and scientific creativity // Affect, creative experience and psychological adjustment. Philadelphia, Taylor & Francis, 1999, pp. 93–108.
Sobkin V. S. et al. Specific Features of Personality Changes Among Theatre College Students During the First Year, 2014, 12, pp. 2099–2109.
Vorobyeva E., Talalaeva L., Pomazkova N. et al. Age Dynamics of Verbal Creativity at Pupils of Multidisciplinary Institution of Additional Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, V. 146, pp. 483–486. doi:10.1016/j.sbspro.2014.08.159