Аннотация
Введение. Одним из важных факторов, влияющих на успешность запоминания сложных сюжетов, является цвет. Экспериментально установлено, что механизмы участия цвета в восприятии естественных и антропогенных ландшафтов заметно различаются. Продолжая изучение влияния цвета на зрительную память, мы впервые экспериментально исследовали роль цвета в запоминании сложных пространств, сочетающих природные и антропогенные компоненты (культурных ландшафтов). Методы. В эксперименте приняли участие 154 человека (из них 45 мужчин) в возрасте от 18 до 66 лет (средний возраст = 24,88, SD = 9,28). Была применена процедура непрерывного распознавания, имитирующая процесс того, как люди видят и узнают изображения в реальном мире. Сначала (на этапе запоминания) участникам показывали на мониторе компьютера последовательность из 36 цветных и черно-белых фотографий разных типов культурных ландшафтов. Экспериментальные стимулы сменяли друг друга в случайном порядке со скоростью 64, 128, 300 или 2000 мс; интервал между предъявлениями составлял 7000 мс. Затем (на этапе распознавания) эти же 36 фотографий предъявлялись с таким же количеством стимулов-дублеров. Половина – в том же виде, что и на этапе запоминания, вторая половина – с измененным цветовым условием. Участники должны были определить, какие изображения уже демонстрировались на первом этапе эксперимента, а какие они видят впервые. Результаты. Было установлено, что цвет играет важную роль на этапе кодирования в целенаправленно созданных и естественно развившихся ландшафтах и, наоборот, в ассоциативных ландшафтах важен исключительно на фазе распознавания как часть представления сложных образов в эпизодической памяти. Обсуждение результатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что паттерны узнавания культурных ландшафтов отличаются от рецепции как природных сцен, так и антропогенных пейзажей и коррелируют со степенью культурной освоенности исходного природного окружения.
Библиографические ссылки
Веденин, Ю. А., Кулешова, М. Е. (ред.) (2004). Культурный ландшафт как объект наследия. Институт Наследия; Дмитрий Буланин.
Грибер, Ю. (2021). Цвет, удобный для жизни. Проект Байкал, 18(67), 82–87. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.67.1759
Грибер, Ю. А. (2017). Теория цветового проектирования городского пространства. Согласие.
Грибер, Ю. А. (2022). Цвет изнутри: новый вектор исследования городской колористики. Проект Байкал, 1(71), 144–149.
Грибер, Ю. А., Сухова, Е. Е. (2020). Цвет как инструмент управления эмоциями в публикациях о пандемии COVID-19 в русскоязычных онлайн-СМИ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 307–328. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1745
Костина, Д. И., Филиппова, М. Г., Аллахвердов, М. В., Аллахвердов, В. М. (2022). Осознанное восприятие: дискретность vs непрерывность. Российский психологический журнал, 19(4), 23–46. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.4.2
Лавренова, О. А. (2021). Игры с пространством. Эпистемология и философия науки, 58(1), 178–196. https://doi.org/10.5840/eps202158117
Brady, T. F., & Alvarez, G. A. (2011). Hierarchical Encoding in Visual Working Memory: Ensemble Statistics Bias Memory for Individual Items. Psychological Science, 22(3), 384–392. https://doi.org/10.1177/0956797610397956
Burton, G. J., & Moorhead, I. R. (1987). Color and spatial structure in natural scenes. Applied optics, 26(1), 157–170. https://doi.org/10.1364/AO.26.000157
Field, D. J. (1987). Relations between the statistics of natural images and the response properties of cortical cells. Journal of the Optical Society of America. A, Optics and image science, 4(12), 2379–2394. https://doi.org/10.1364/josaa.4.002379
Frey, H.-P., Honey, C., & König, P. (2008). What’s color got to do with it? The influence of color on visual attention in different categories. Journal of Vision, 8(14):6, 1–17, https://doi.org/10.1167/8.14.6
Gegenfurtner, K. R., & Rieger, J. (2000). Sensory and cognitive contributions of color to the recognition of natural scenes. Current Biology, 10(13), 805–808. https://doi.org/10.1016/S0960-9822(00)00563-7
Joye, Y., Steg, L., Ünal, A. B., & Pals, R. (2016). When complex is easy on the mind: Internal repetition of visual information in complex objects is a source of perceptual fluency. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 42(1), 103–114. https://doi.org/10.1037/xhp0000105
Kardan, O., Demiralp, E., Hout, M. C., Hunter, M. R., Karimi, H., Hanayik, T., Yourganov, G., Jonides, J., & Berman, M. G. (2015). Is the preference of natural versus man-made scenes driven by bottom–up processing of the visual features of nature? Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00471
Motoyoshi, I., Nishida, S., Sharan, L. et al. (2007). Image statistics and the perception of surface qualities. Nature, 447, 206–209. https://doi.org/10.1038/nature05724
Oliva, A. & Torralba, A. (2006). Building the gist of a scene: The role of global image features in recognition. Progress in Brain Research, 155, 23–36. https://doi.org/10.1016/S0079-6123(06)55002-2
Oliva, A., & Schyns, P. G. (2000). Diagnostic colors mediate scene recognition. Cognitive Psychology, 41, 176–210. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0728
Olmos, A., & Kingdom, F. A. A. (2004). McGill calibrated colour image database. Retrieved from http://tabby.vision.mcgill.ca
Pezdek, K., Maki, R., Valencia-Laver, D., Whetstone, T., Stoeckert, J., & Dougherty, T. (1988). Picture memory: recognizing added and deleted details. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 14, 468–476. https://doi.org/10.1037/0278-7393.14.3.468
Potter, M. C., Staub, A., Rado, J., & O'Connor, D. H. (2002). Recognition memory for briefly presented pictures: The time course of rapid forgetting. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 28(5), 1163–1175. https://doi.org/10.1037/0096-1523.28.5.1163
Potter, M.C. (1976). Short-term conceptual memory for pictures. Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 2, 509–522. https://doi.org/10.1037/0278-7393.2.5.509
Sekimoto, T. & Motoyoshi, I. (2022). Ensemble perception without phenomenal awareness of elements. Scientific Reports, 12, 11922. https://doi.org/10.1038/s41598-022-15850-y
Spence, I., Wong, P., Rusan, M., & Rastegar, N. (2006). How color enhances visual memory for natural scenes. Psychological science, 17(1), 1–6. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2005.01656.x
Steeves, J. K., Humphrey, G. K., Culham, J. C., Menon, R. S., Milner, A. D., & Goodale, M. A. (2004). Behavioral and neuroimaging evidence for a contribution of color and texture information to scene classification in a patient with visual form agnosia. Journal of cognitive neuroscience, 16(6), 955–965. https://doi.org/10.1162/0898929041502715
Suzuki, K., & Takahashi, R. (1997). Effectiveness of color in picture recognition memory. Japanese Psychological Research, 39(1), 25–32. https://doi.org/10.1111/1468-5884.00033
Taniyama, Y., Suzuki, Y., Kondo, T., Minami, T., & Nakauchi, S. (2023). Pupil dilation is driven by perceptions of naturalness of color composition in paintings. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Advance online publication. https://doi.org/10.1037/aca0000580
Thorpe, S., Fize, D. & Marlot, C. (1996). Speed of processing in the human visual system. Nature, 381, 520–522. https://doi.org/10.1038/381520a0
Tulving, E., & Thomson, D. M. (1973). Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory. Psychological Review, 80(5), 352–373. https://doi.org/10.1037/h0020071
Whitney, D. & Yamanashi Leib, A. (2018). Ensemble perception. Annual Review of Psychology, 69, 105–129. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010416-044232
Wichmann, F. A., Sharpe, L. T., & Gegenfurtner, K. R. (2002). The contributions of color to recognition memory for natural scenes. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 28, 509–520. https://doi.org/10.1037/0278-7393.28.3.509
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2023 Юлия А. Грибер