Критерии и методы оценки музыкально-творческого развития личности обучающегося на этапе высшего образования
PDF

Ключевые слова

высшее образование
музыкальное образование
творческое развитие
музыкальное искусство
интеллигентность
критерии
уровень музыкальности
диагностика креативности
диагностика музыкальности
музыкальная личность

Аннотация

Разработка критериев и методов оценки музыкально-творческого развития личности студента в образовательном процессе вуза имеет особую актуальность в связи с тем, что выпускник вуза должен обладать не только набором профессиональных компетенций, но и высоким уровнем общей культуры, интеллигентностью, креативностью, духовностью. Авторская позиция состоит в том, что использование формирующих потенциалов музыкального искусства в системе высшего отечественного образования отличается фрагментарностью, ситуативностью. Массовое музыкальное образование в юношеском возрасте обрывается, вопреки традициям отечественного образования дореволюционного периода развития России.

В качестве результата непрерывного массового музыкального образования личности обучающегося автор представляет вторичную музыкальную личность будущего специалиста. Теоретический анализ исследований этого направления показал, что ученые в разных областях знания подчеркивают огромные возможности музыкального искусства для формирования ценностных ориентаций молодежи, обретения смысла жизни, смысла профессиональной деятельности, для возможности творческого самовыражения, самопознания, духовного общения. В то же время, диагностика музыкального и творческого развития личности в психолого-педагогической науке остается неразрешенной проблемой, связанной со сложностью и многогранностью этих феноменов. Особенно остро эта проблема стоит для оценки эффективности программ психологического сопровождения творческого развития личности студента вуза. В статье предпринята попытка восполнить дефицит исследований в указанном направлении с позиций авторского эстетико-семиотического подхода. Для того чтобы оценить изменения, произошедшие в личности обучающегося в процессе экспериментальной работы, разработаны критерии, показатели и соответствующие им уровни развития вторичной музыкальной личности.

https://doi.org/10.21702/rpj.2016.2.9
PDF

Библиографические ссылки

Zinchenko Iu. P. Novye vozmozhnosti vysshego psikhologicheskogo obrazovaniia [New possibilities of higher psychological education]. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal – National Psychological Journal, 2010, no. 1 (3), pp. 86–89.
Kirnarskaia D. K. Teoreticheskie osnovy i metody otsenki muzykal’noi odarennosti. Diss. dokt. ped. nauk [Theoretical foundations and methods for evaluating of musical aptitude. Dr. ped. sci. diss]. Moscow, 2006. 373 p.
Kurysheva I. V. Muzykal’no-tvorcheskoe razvitie lichnosti: estetiko-semioticheskii podkhod [Musical and creative development of the person: the aesthetic-semiotic approach]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniia – The World of Science, Culture, and Education, 2011, no. 3 (28), pp. 93–98.
Kurysheva I. V. Psikhologicheskie osnovy muzykal’no-tvorcheskogo razvitiia lichnosti v obrazovatel’nom protsesse. Diss. dokt. psikh. nauk [Psychological bases of the musical and creative development of personality in the educational process. Dr. psych. sci. diss]. N. Novgorod, 2011.
Kyshtymova I. M. Psikhosemioticheskaia metodika diagnostiki verbal’noi kreativnosti [The psycosemiotic technique for evaluating verbal creativity]. Psikhologicheskii zhurnal RAN – Psychological Journal of the Russian Academy of Science, 2008, V. 29, no. 6, pp. 57–67.
Ponomarenko V. A. Psikhologiia dukhovnosti professionala [The psychology of spirituality of the professional]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2004. 162 p.
Reznichenko M. G. Formirovanie vospitatel’nogo prostranstva vuza: kriterii effektivnosti [The formation of the educational space of the institute of higher education: criteria of efficiency]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka – Pedagogical Education and Science, 2009, no. 8, pp. 32–42.
Ryzhov V. V. Lichnost’: tvorchestvo i dukhovnost’ [Personality, creativity, and spirituality]. St. Petersburg, St. Petersburg Christian University Publ., 2012. 489 p.
Toropova A. V. Fenomen muzykal’nogo soznaniia: metodologiia issledovaniia i razvitiia. Diss. dokt. ped. nauk [The phenomenon of musical consciousness: the methodology of research and development. Dr. ped. sci. Diss]. Moscow, 2009.
Toropova A. V. Homo-musicus v zerkale muzykal’no-psikhologicheskoi i muzykal’no-pedagogicheskoi antropologii [Homo-musicus in the mirror of music-psychological and music-pedagogical anthropology]. Moscow, GRAF-PRESS Publ., 2008. 288 p.
Fadeeva S. A. Preemstvennost’ v muzykal’no-esteticheskom obrazovanii: problemy, puti resheniia [Continuity in musical-aesthetic education: problems and solutions]. Materialy vseros. nauch.-prakt. seminara “Aktual’nye voprosy podgotovki spetsialista v kontekste sovremennykh preobrazovanii” [Proc. the All-Russian Scientific and Practical Seminar “Urgent problems of training of specialists in the context of modern transformations”]. Orel, 2006, pp. 208–209.
Figurovskaia V. M. Elitarnoe obrazovanie: nauchnoe soderzhanie i teoreticheskoe obosnovanie problemy [Elite education: the scientific content and theoretical grounds of the problem]. Problemy obrazovaniia – Problems of Education, Novosibirsk, Novosibirsk State Academy of Economics and Management Publ., 1997, pp. 9–12.
Burton J., Horowitz R., Abeles H. Leaning In and Through the Arts. N. Y., Columbia University, 2008.
Ekvall G., Britz A. Perceptions of the best and worst climates for creativity: preliminary validation evidence for Situational Outlook Questionnaire // Creativity Research Journal, 2001, V. 13, no. 2, pp. 171–184.
Eysenck H. J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychology Inquiry, 1993, V. 4, pp. 147–178.
Guilford J. P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N. Y., Mc-Gaw Hill, 1967.
James K., Asmus Ch. Personality, cognitive skills and creativity in different life domains // Creativity Research Journal, 2000, V. 2, pp. 149–159.
Kurysheva I. V. Fundamental psychophysiology of music therapy of neurological diseases // International Journal of Psychophysiology, 2008, 69 (3), P. 302.
Seashore C. E. Psychology of Music. N. Y., Gemünder, 1990.
Sternberg R. J. A three-faset model of Creativity // The nature of creativity. – Cambridge, 1998, pp. 53–92.
Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988, pp. 43–75.
Vorobyeva E., Ermakov P. Training of psychology students in the scientific methods of research // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015, V. 191, pp. 2699–2703.
Vorobyeva E., Talalaeva L., Pomazkova N., Sokurenko A., Samoilova N. Age dynamics of verbal creativity at pupils of multidisciplinary institution of additional education // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, V. 146, pp. 483–486.