Аннотация
Досовременное психологическое знание рассматривается в статье как явление культуры и ментальности, а именно – в контексте исторической психологии, науки, изучающей развитие человека и его личности в истории. Антично-средневековые учения о душе и сопутствующие практики названы протопсихологией. Утверждается, что прототипы науки напоминают художественные. Они не просто предоставляют материалы о развитии знания, но избирательно и активно формируются и комбинируются под нынешнее научное явление, называемое психологией, для обеспечения пре- емственности с прошлым.
В рефлексивном дискурсе досовременности выделены прототипы, они же две генеалогические линии, ведущие к настоящему: психеистика (рассуждения об одушевленных телах) и эгология (учения о сущностях духовно-рефлексивного плана). Родоначальник первого направления – Аристотель. Вторая линия начинается с пифагорейски-платоновского дуализма души и тела. Античное знание о душе принимается современной психологией за исторический базис. Но если одну его часть она охотно признает за свой исток, то другому, в лучшем случае, отводит значение второстепенной ветви. Автор подвергает коррекции такую версию происхождения современной психологии посредством генеалогического анализа концепта «психе». Психолого-исторические построения сопоставляются с данными исторической психологии. Генеалогия психе как корневого основания исторического древа знания обозначает почву, из которой то растет: древнюю телесность. Оба прототипа современной психологии в своем историческом бытовании пронизаны коннотациями телесной культуры. Дается ссылка на полипсихизм – систему досовременной протопсихологии – одновременно ментального склада эпохи и знания о нем. В заключение статьи автор выдвигает и обсуждает понятие антропоузуса (человокоприменения) – порядка использования всех научных знаний для создания человекоформы современного индивида.
Библиографические ссылки
Аристотель. О душе. Сочинения в четырех томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1976.
Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. – М.: Университетская книга –Культурная инициатива, 2000.
Платон. Государство. Тимей. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. – М.: Мысль, 1994.
Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.
Шкуратов В. А. Историческая психология. 2-е изд. – М.: Смысл, 1997.
Шкуратов В. А. Междисциплинарность в социокультурном контексте (проекты исторического синтеза и новой истории во Франции) // Стены и мосты. История возникновения и развития идеи междисциплинарности. – М.: Гаудеамус-Академический проект, 2015.
Шкуратов В. А. Новая историческая психология. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
Шкуратов В. А. Психология в истории культуры и познания. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011.
Bell M. The german tradition of psychology in literature and thought, 1700–1840. – cambridge: cambridge university press, 2005.
Brinkmann K. consciousness, Self, consciousness, and the Modern Self // history of the human Sciences. – 2005. – v. 18 (4). – pp. 27–48.
Caston V. aristotle’s psychology in: a companion to ancient philosophy. – london: Wiley-Blackwell, 2009.
Detienne M. l’invention de la mythologie. – paris: puF, 1981.
Richards G. putting psychology in Its place: a critical historical overview, 2nd edn. – london: routledge and Kegan paul, 2002.
Romeyer-Dherbey G. les choses mêmes. la pensée du réel chez aristote. – lausanne: age d’homme, 1983.
Rose N. governing the Soul: The Shaping of the private Self. – london: routledge and Kegan paul, 1990.
Rose N. Inventing Оur Selves: psychology, power and personhood. – cambridge: cambridge university press, 1996.
Rose N. The psychological complex: psychology, politics and Society in England 1869–1939. – london: routledge and Kegan paul, 1985.