Аннотация
Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики образа мира (семантический слой) представителей коренных малочисленных народов Севера юношеского возраста. В целях экспериментального исследования применялась трехуровневая модель образа мира; эмпирическое описание специфики образа мира представителей коренных этносов юношеского возраста с использованием указанной модели проведено впервые. Представлено обоснование актуальности изучения этнокультурной специфичности образа мира коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
Методы. Выборку исследования составили 225 человек в возрасте от 16 до 25 лет, проживающих на территории Севера и Северо-Востока России, 110 – представители коренных малочисленных народов Севера, 115 – представители некоренного населения. Использована методика группового ассоциативного эксперимента.
Результаты и их обсуждение. Выявлено наличие неслучайных различий в структурах семантического оценивания, свидетельствующее о специфике семантического слоя образа мира представителей коренных народов Севера. У испытуемых из числа коренной молодежи в ассоциациях на стимул «моя жизнь 5 лет назад» первые ранги соответствуют дескрипторам: «школа», «учеба», «друзья»; стимул «моя жизнь сейчас» – «учеба», «работа», «спорт»; стимул «моя жизнь через 5 лет» – «работа», «семья», «дети»; стимул «природа» – «красота», «лес», «животные»; стимул «человек» – «добрый», «друг», «разумный»; стимул «счастье» – «семья», «любовь», «дети».
У испытуемых из числа некоренной молодежи в ассоциациях на стимул «моя жизнь 5 лет назад» первые ранги соответствуют дескрипторам: «школа», «друзья», «беззаботная»; стимул «моя жизнь сейчас» – «учеба», «любовь», «работа»; стимул «моя жизнь через 5 лет» – «семья», «работа», «дети»; стимул «природа» – «лес», «красота», «море»; стимул «человек» – «добрый», «личность», «разумный»; стимул «счастье» – «семья», «любовь», «дети».
Выявленные различия при сопоставлении ассоциативных семантических универсалий свидетельствуют о детерминированности ассоциативных связей различным субъективным опытом и контекстом культуры.
Библиографические ссылки
Armenta, B. E., Whitbeck, L. B., & Habecker, P. N. (2016). The Historical Loss Scale: Longitudinal measurement equivalence and prospective links to anxiety among North American indigenous adolescents. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 22(1), 1–10. doi: http://dx.doi.org/10.1037/cdp0000049
Artemyeva, E. Yu. (1999). Foundations of the psychology of subjective semantics. Moscow: Nauka; Smysl. (in Russ.).
Artemyeva, E. Yu., Strelkov, Yu. K., & Serkin, V. P. (1983). Description of the structures of subjective experience: A context and objectives. In Yu. K. Kornilov (Ed.), Thinking. Communication. Experience: Interuniversity subject collection (pp. 23–29). Yaroslavl: Demidov Yaroslavl State University. (in Russ.).
Barnes, R., & Josefowitz, N. (2019). Indian residential schools in Canada: Persistent impacts on Aboriginal students’ psychological development and functioning. Canadian Psychology/Psychologie canadienne, 60(2), 65–76. doi: http://dx.doi.org/10.1037/cap0000154
Bertran, A. M. T., & Nistal, M. T. F. (2017). Cultural differences in the emotional indicators of the two-people drawing test. Rorschachiana, 38(2), 129–142. doi: http://dx.doi.org/10.1027/1192-5604/a000095
Buchek, A. A. (2016). Towards the issues of the functions of the ethnic self-consciousness in the space of the multi-ethnic world. In Psychological knowledge in the modern world: Proceedings of the international theoretical and practical conference of the teaching staff and graduate students (pp. 24–37). Belgorod: Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (in Russ.).
Cowie, L. J., Greaves, L. M., Milfont, T. L., Houkamau, C. A., & Sibley, C. G. (2016). Indigenous identity and environmental values: Do spirituality and political consciousness predict environmental regard among Māori? International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation, 5(4), 228–244. doi: http://dx.doi.org/10.1037/ipp0000059
De Deyne, S., & Storms, G. (2008). Word associations: Network and semantic properties. Behavior Research Methods, 40, 213–231. doi: http://dx.doi.org/10.3758/BRM.40.1.213
Greaves, L. M., Houkamau, C., & Sibley, C. G. (2015). Māori identity signatures: A latent profile analysis of the types of Māori identity. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 21(4), 541–549. doi: http://dx.doi.org/10.1037/cdp0000033
Houkamau, C. A., & Sibley, C. G. (2011). Māori cultural efficacy and subjective wellbeing: A psychological model and research agenda. Social Indicators Research, 103, 379–398. doi: http://dx.doi.org/10.1007/s11205-010-9705-5
Indenbaum, E. L. (2008). Socio-cultural determinants of the cognitive activity in children of the small-numbered peoples of the North. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya (Cultural-Historical Psychology), 3, 25–32. (in Russ.).
Indenbaum, E. L. (2016). Towards the issue of children’s bilingualism and the phenomenon of ‘foreign culture’. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya (Irkutsk State University Bulletin. Series: Psychology), 17, 26–37. (in Russ.).
Johnson, C. Y., Bowker, J. M., & Cordell, H. K. (2004). Ethnic variation in environmental belief and behavior: An examination of the new ecological paradigm in a social psychological context. Environment and Behavior, 36(2), 157–186. doi: http://dx.doi.org/10.1177/0013916503251478
King, J. W., & Riggs, L. A. (1972). Experimental Psychology. New York: Holt, Rinehart and Winston.
King, P. (2019). The woven self: An auto-ethnography of cultural disruption and connectedness. International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation, 8(3), 107–123. doi: http://dx.doi.org/10.1037/ipp0000112
Klimov, E. A. (1995). The image of the world in different types of professions. Moscow: Moscow State University. (in Russ.).
Leontiev, A. N. (1979). The psychology of the image. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), 2, 3–14. (in Russ.).
Nesdole, R., Lepnurm, R., Noonan, B., & Voigts, D. (2015). Psychometric properties of the Old-Fashioned and Modern Prejudiced Attitudes Toward Aboriginals Scale. Canadian Journal of Behavioural Science / Revue canadienne des sciences du comportement, 47(1), 29–36. doi: http://dx.doi.org/10.1037/a0036349
Pomerville, A., Burrage, R. L., & Gone, J. P. (2016). Empirical findings from psychotherapy research with indigenous populations: A systematic review. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 84(12), 1023–1038. doi: http://dx.doi.org/10.1037/ccp0000150
Ryabova, M. A. (2017). Specific characteristics of the nuclear layer of the image of the world of the indigenous peoples of the North. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya (Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology), 6(2), 292–295. (in Russ.).
Ryabova, M. A., & Serkin, V. P. (2016). Semantic assessments of ethnic stereotypes and the way of life among representatives of the indigenous small-numbered peoples of the North. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy), 3, 48–58. (in Russ.).
Savani, K., & Job, V. (2017). Reverse ego-depletion: Acts of self-control can improve subsequent performance in Indian cultural contexts. Journal of Personality and Social Psychology, 113(4), 589–607. doi: http://dx.doi.org/10.1037/pspi0000099
Serkin, V. P. (2008). Challenges in the education system of the indigenous peoples of the North-East of Russia in 2008. Magadan: Kordis. (in Russ.).
Serkin, V. P. (2009). Solving the problem of randomness/non-randomness of the number of group associations. Psikhologicheskaya diagnostika (Psychological Diagnostics), 4, 22–33. (in Russ.).
Serkin, V. P. (2016). Change of perceptions about oneself, and the self-image of the world and way of life when experiencing an extreme situation. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki na Dal’nem Vostoke (The Humanities and Social Studies in the Far East), 3, 174–183. (in Russ.).
Serkin, V. P. (2018). Current psychology. Theory and methodology: V. 1. Moscow: AST. (in Russ.).
Sibley, C. G., & Houkamau, C. A. (2013). The multi-dimensional model of Māori identity and cultural engagement: Item response theory analysis of scale properties. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 19(1), 97–110. doi: http://dx.doi.org/10.1037/a0031113
Skleinis, V. A. (2018). The semantic structures of PR-specialists: An evaluation of lifestyle and profession. Organizatsionnaya psikhologiya (Organizational Psychology), 8(1), 73–84. (in Russ.).
Smirnov, S. D. (1985). The psychology of the image: The issue of the activity of mental reflection. Moscow: Moscow State University. (in Russ.).
Strelkov, Yu. K. (Ed.). (2003). Handbook on engineering psychology and ergonomics. Moscow: Akademiya. (in Russ.).
Vorobyova, C. I. (2018). Ethnic identity of the indigenous peoples of Amur River region: The preservation and transformation. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki na Dal’nem Vostoke (The Humanities and Social Studies in the Far East), 15(4), 107–113. (in Russ.).