Аннотация
Введение. В статье рассматриваются условия включения в познавательный процесс цифровых ресурсов с возможностью нелинейного представления информации для моделирования персональной образовательной среды как основы карты возможностей при получении профессий будущего. Новизна исследования заключается в том, что в работе предлагаются инструменты применения когнитивных технологий для построения картины мира, которые создадут дополнительные факторы развития теоретического и творческого мышления, что позволит оказать непосредственное влияние на познавательное развитие человека.
Методы. Методология исследования базируется на принципах системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, технологии Rapid Foresight, методах наблюдения, анализа и эксперимента.
Результаты. В работе научно обосновывается возможность применения новых когнитивных технологий средствами информатики, позволяющих не только моделировать процесс познания, но и формировать картину мира, адекватную требованиям общества и трендам профессий будущего. На примере проектирования персональной траектории развития в цифровой среде с возможностью нелинейного представления информации описаны факторы развития мышления, формирования умений поиска информации и т. д. Выделены знания 3-х типов, которые субъект конструирует в ходе соответствующего познавательного процесса: приобретаемое в результате восприятия и обработки информации; полученное из эксперимента; метазнание (рефлексивное, ориентировочное знание). Представлен эксперимент, подтверждающий эффективность включения новых когнитивных технологий в моделирование нелинейной траектории индивидуального развития и познания.
Обсуждение результатов. Обобщение результатов когнитивной деятельности при моделировании процесса познания в цифровой среде позволило не только описать типы знания, но и предложить наиболее эффективные в отношении интеллектуального развития виды работ. В заключение делается вывод, что представленные виды познавательной деятельности обуславливают дополнительные условия для внедрения новых вариантов применения когнитивных технологий при построении картины мира. Кроме того, предлагается реализация общего алгоритма карты возможностей, включающего соотнесение психологических особенностей и требований профессий будущего.
Библиографические ссылки
Akcaoglu, M., & Green, L. S. (2019). Teaching systems thinking through game design. Educational Technology Research and Development, 67(1), 1–19. doi: http://dx.doi.org/10.1007/s11423-018-9596-8
Asmolov, A. G. (2015). Activity as reality in defining people and activity as a cognitive construct. Activity and the activity approach to understanding people: The historical meaning of the crisis of cultural-activity psychology. Russian Education & Society, 57(9), 731–756. doi: http://dx.doi.org/10.1080/10609393.2015.1125706
Bishop, P., & Hines, A. (2006). Thinking about the future: Guidelines for strategic foresight. Washington: Social Technologies.
Crosslin, M. (2018). Exploring self-regulated learning choices in a customisable learning pathway MOOC. Australasian Journal of Educational Technology, 34(1), 131–144. doi: http://dx.doi.org/10.14742/ajet.3758
Dhukaram, A. V., Sgouropoulou, C., Feldman, G., Amini, A. (2018). Higher education provision using systems thinking approach – case studies. European Journal of Engineering Education, 43(1), 3–25. doi: http://dx.doi.org/10.1080/03043797.2016.1210569
Fengfeng, Ke. (2016). Designing and integrating purposeful learning in game play: A systematic review. Educational Technology Research and Development, 64(2), 219–244. doi: http://dx.doi.org/10.1007/s11423-015-9418-1
Fileva, A. A. (2016). Forming a map of educational opportunities when working with various categories of children. Molodoi uchenyi (Young Scientist), 19(1), 35–38. (in Russ.).
Gal'perin, P. Ya. (2015). Lectures on psychology. Moscow: Knizhnyi dom “Universitet”. (in Russ.).
Gogoll, J., & Uhl, M. (2018). Rage against the machine: Automaton in the moral domain. Journal of Behavioral and Experimental Economics, 74, 97–103. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.socec.2018.04.003
Granitskaya, A. S., Unt, I., & Shadrikov, V. D. (2005). Technologies for individualizing learning. In G. K. Selevko Encyclopedia of educational technologies: Vol. 1 (pp. 224–240). Moscow: Narodnoe obrazovanie. (in Russ.).
Isupova, N. I., & Suvorova, T. N. (2018). Creating the system of learning situations with the use of text labyrinth. Informatika i obrazovanie (Informatics and Education), 4, 37–41. (in Russ.).
Jorge, J., & Paredes, R. (2018). Passive-Aggressive online learning with nonlinear embeddings. Pattern Recognition, 79, 162–171. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.patcog.2018.01.019
Karavaev, N. L., & Soboleva, E. V. (2017). Analysis of software services and platforms that have the potential for gamification of the educational process. Koncept: Scientific and Methodological e-magazine, 8, 14–25. doi: http://dx.doi.org/10.24422/mcito.2017.8.6960 (in Russ.)
Kartono, Suryadi, D., & Herman, T. (2018). Non-linear learning in online tutorial to enhance students’ knowledge on normal distribution application topic. Journal of Physics: Conference Series, 948. doi: http://dx.doi.org/10.1088/1742-6596/948/1/012003
Kholodnaya, M. A., & Emelin, A. (2015). Resource function of conceptual and metacognitive abilities in adolescents with different forms of dysontogenesis. Psychology in Russia: State of the Art, 8 (4), 101–113. doi: http://dx.doi.org/10.11621/pir.2015.0409
Leont'ev, D. A., Lebedeva, A. A., & Kostenko, V. Yu. (2017). Trajectories of personal development: Reconstruction of L. S. Vygotsky’s views. Voprosy obrazovaniya (Educational Studies Moscow), 2, 98–112. doi: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-98-112 (in Russ.)
Nenashev, M. I., Okulov, S. M., & Yulov, V. F. (2012). Development of secondary school students’ intellect in the process of studying informatics. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta (Herald of Vyatka State University of Humanities), 3(3), 64–68. (in Russ.).
Paterson, R. E. (2017). Intuitive cognition and models of human–automaton interaction. Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society, 59(1), 101–115. doi: http://dx.doi.org/10.1177/0018720816659796
Plack, M. M., Goldman, E. F., Scott, A. R., Pintz, C., Herrmann, D., Kline, K., Thompson, T., & Brundage, S. B. (2018). Systems thinking and systems-based practice across the health professions: An inquiry into definitions, teaching practices, and assessment. Teaching and Learning in Medicine, 30(3), 242–254. doi: http://dx.doi.org/10.1080/10401334.2017.1398654
Randle, J. M., & Stroink, M. L. (2018). The development and initial validation of the paradigm of systems thinking. Systems Research and Behavioral Science, 35(6), 645–657. doi: http://dx.doi.org/10.1002/sres.2508
Reynolds, R. (2016). Defining, designing for, and measuring “social constructivist digital literacy” development in learners: A proposed framework. Educational Technology Research and Development, 64(4), 735–762. doi: http://dx.doi.org/10.1007/s11423-015-9423-4
Rubinshtein, S. L. (2012). Being and consciousness. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).
Seaborn, K., & Fels, D. I. (2015). Gamification in theory and action: A survey. International Journal of Human-Computer Studies, 74, 14–31. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijhcs.2014.09.006
Semenov, D. S. (2015). Psychological predictors for prediction of professional activity. Fundamental'nye issledovaniya (Fundamental Research), 2(19), 4333–4335. (in Russ.).
Sgouropoulou, C., Voyiatzis, I., Koutoumanos, A., Hamdioui, S., Pouyan, P., Comte, M., Prinetto, P., Airò Farulla, G., Ellervee, P., Delgado Kloos, C., & Crespo Garcia, R. (2017). Standards-based tools and services for building lifelong learning pathways. IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 1619–1621. Athens: IEEE. doi: http://dx.doi.org/10.1109/EDUCON.2017.7943065
Smirnova, O. O. (2016). Methodology of foresight studies of the socio-economic system of rural areas as a problem of social philosophy. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being, 5(6В), 300–307.
Soboleva, E. V., Karavaev, N. L., Perevozchikova, M. S. (2017). Improving the content of teacher training for the development and use of computer games in the learning process. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin), 7(6), 54–70. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.04 (in Russ.).
Solov'ev, I. V. (2016). Picture of the world as the cognitive paradigm. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii (Education Resources and Technologies), 1(13), 96–102. doi: http://dx.doi.org/10.21777/2500-2112-2016-1-96-102 (in Russ.).
Spanoudis, G., Demetriou, A., Kazi, S., Giorgala, K., & Zenonos, V. (2015). Embedding cognizance in intellectual development. Journal of Experimental Child Psychology, 132, 32–50. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2014.12.003
Timchenko, V. V. (2010). Foresight philosophy: The main categories. Vestnik Universiteta, 6, 209–212. (in Russ.).
Tsvetkov, V. Yа. (2014). Dichotomic assessment of information situations and information superiority. European Researcher, 86(11-1), 1901–1909. doi: http://dx.doi.org/10.13187/er.2014.86.1901