Аннотация
В данной работе рассматривается переживание юношами и девушками, относящими себя к исламской конфессии, мифологических страхов, связанных с так называемой «демонической одержимостью». Представители юношеского возраста, испытывающие высокий уровень переживания мифологического страха, могут попадать в зону риска приобщения к нетрадиционным направлениям ислама.
В статье нами представлено проведенное эмпирическое исследование связи между существующими у представителей мусульманской конфессии представлениями о возможности демонической одержимости (о «вселении джинна в тело человека»), установленными с помощью специально разработанной анкеты, состоящей из 5 шкал, и их личностными особенностями, диагностируемыми с помощью методики определения темперамента Г. Айзенка, теста локуса контроля Дж. Роттера, опросника по оценке акцентуаций характера Г. Шмишека, опросника тревожности Ж. Тейлора. В нашем исследовании приняли участие студенты трех вузов Чеченской Республики в количестве 200 человек (100 юношей и 100 девушек). Эмпирические данные исследования отражают степень религиозности молодежи, их уровень переживания мифологических страхов и взаимосвязь с индивидуально-психологическими особенностями личности студента.
Выявлено, что религиозность и индивидуально-психологические особенности личности влияют на уровень переживания мифологических страхов в период юности. Также выявлены существование зависимости индивидуально-психологических особенностей личности и степень ее подверженности чрезмерной мифологизации религиозных контентов.
Данные, полученные в ходе исследования молодежной выборки, выявили психологические особенности восприятия явления «одержимости джинном».
Результаты исследования послужили основанием для разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения учащихся высших, средних технических и средних специальных образовательных учреждений. Программа состоит из 4 модулей, ее целью является: просветительская, коррекционная деятельность с учащимися, испытывающими высокий уровень переживания мифологических страхов, а также профилактическая – с целью противодействия вовлечению молодых людей в экстремистскую и террористическую деятельность.Библиографические ссылки
Bekhterev V. M. Gipnoz, vnushenie, telepatiya [Hypnosis, suggestion, telepathy]. Moscow, Mysl' Publ., 1994. 364 p.
Granovskaya R. M. The psychology of faith. Available at: http://psyfactor.org/lib/religion3.htm
Grimsoltanova R. E. Mesto religii v spetsifike lichnostnogo razvitiya. Psikhologiya religii [The place of religion in the specificity of personal development. The psychology of religion]. Lomonosov-2014: tezisy XXI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Proc. the 21st International Scientific Conference of Students, Postgraduates, and Young Scientists “Lomonosov-2014”]. Moscow, MAKS Press Publ., 7–11 April, 2014.
Grimsoltanova R. E. Psikhologicheskie osobennosti mifologicheskikh strakhov v period yunosti u predstavitelei islama. Diss. kand. psikh. nauk [Psychological features of mythological fears in representatives of Islam in adolescence. Cand. psych. sci. diss]. Rostov-on-Don, 2014. 209 p.
Grimsoltanova R. E., Abakumova I. V., Miroshnichenko A. V. Psikhologicheskie osobennosti mifologicheskikh strakhov v period yunosti u predstavitelei islama [Psychological features of mythological fears in representatives of Islam in adolescence]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal – Russian Psychological Journal, 2014, V. 11, no. 4, pp. 16–26.
Grimsoltanova R. E., Batygov Z. O. Strakh oderzhimosti na postkonfliktnoi territorii: mif ili religiya [The fear of being possessed in post-conflict territories: a myth or a religion]. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik – North-Caucasian Psychological Bulletin, 2015, no. 13/1, pp. 16–22.
Zen'ko Yu. M. Psikhologiya religii [The psychology of religion]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2009. 552 p.
Zen'ko Yu. M. Sekulyarnyi i khristianskii podkhody k izmenennym sostoyaniyam soznaniya: Dialog otechestvennykh svetskoi i tserkovnoi obrazovatel'nykh traditsii [Secular and Christian approaches to altered states of consciousness: the dialogue of domestic secular and religious educational traditions]. St. Petersburg, 2001, pp. 126–128.
Pashkovskii V. E. Psikhicheskie rasstroistva s religiozno-misticheskimi perezhivaniyami [Mental disorders with religious and mystical experiences]. St. Petersburg, St. Petersburg Medical Academy of Postgraduate Education Publ., 2007. 144 p.
Zhuravleva A. L. Psikhologicheskoe vozdeistvie: Mekhanizmy, strategii, vozmozhnosti protivodeistviya [Psychological influence: mechanisms, strategies, and means of counteraction]. Moscow, Institute of Psychology of the RAS Publ., 2012. 368 p.
Tart Ch. Altered States of consciousness. Available at: http://bookap.info/trans/tart/gl3.shtm
Freud Z. Voprosy obshchestva i proiskhozhdenie religii [Issues of society and the origin of religion]. Moscow, Firma STD Publ., 2008. 608 p.
Allport G. W. The individual and his religion. N. Y., 1971.
Baker M., Gorsuch R. Trait Anxiety and Intrinsic Extrinsic Religiousness. Journal for the Scientific Study of Religion, 1982, V. 21, no. 2.
Grimsoltanova R. E., Batygov Z. O. Psychological features of representatives of the Chechen youth professing islam and experiencing mythological fears. (IJCRSEE) International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2015, V. 3, no. 1, pp. 17–20.