Аннотация
Бурное развитие в двадцать первом веке телесно-ориентированных практик, бум философии телоцентризма, ухудшение здоровья, повышение роли человеческой индивидуальности в мире выводят проблемы тела, телесности в область наиболее исследуемых в сфере философского освоения мира. Включение «человека телесного» в социокультурное пространство детерминирует трансформации тела: из биологического феномена оно превращается в явление социокультурное и приобретает, в дополнение к биопсихофизиологическим, свойства культурные, личностные, экзистенциальные. Телесность становится инструментом, позволяющим работать над психическими процессами через тело, а ее игнорирование приводит к выпадению из сферы осознавания существенного компонента индивидуальных переживаний и состояний.
В статье приводится теоретический анализ современных представлений о телесности в российской психологии, рассматриваются определения и описания этого феномена, опирающиеся на понимание его как интегративного субстрата разноуровневых процессов – от психофизиологических до ценностно-смысловых. Проанализированы особенности понимания телесности с точки зрения психологии здоровья. Дается авторское определение телесности. Показано, что общепринятых методов измерения телесности еще не разработано, хотя для ее исследования применяется целый ряд разнообразных методик, ориентированных на изучение явлений и качеств, косвенно отображающих отношение человека к своему телу. На основе авторской модели телесности описаны принципы построения авторского опросника телесности и приведены результаты пилотажного исследования его возможностей.
Объектом исследования выступили мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет (53 человека). Предмет исследования – проявление телесности на разных уровнях личности. Эмпирически установлено, что телесность взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как: эмоциональный интеллект, самоотношение, доверие, алекситимия и вовлеченность. Кроме того, установлено, что телесность изменяется в онтогенезе.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы во всех сферах телесно-ориентированных психологических проектов: в образовательных программах, тренингах, психологическом консультировании и дальнейших исследованиях телесности.
Библиографические ссылки
Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
Выготский Л. С. Записные книжки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1978. – № 2. – С. 89–95.
Газарова Е. Э. Тело и телесность: психологический анализ // url: http:// telesnost.ru/psi/telo i telesnost psihologicheskii analiz.htm
Гипенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 223 с.
Джемс У. Психология / Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2000. – С. 7–34.
Заржицкая О. А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. – С. 9–16.
Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 3. – С. 151–169.
Зинченко В. П., Леви Т. С. Психология телесности: между душой и телом. – М.: АСТ, 2005. – 731 с.
Круткин В. Л. Гуманитарное знание в визуальной антропологии // Вестник УдмГУ. – 2013. – № 3–4. – С. 14–19.
Лаврова О. В. Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практического психолога. – 2006. – № 4.
Леви Т. С. Диагностика психологической границы личности: качественный анализ // Вопросы психологии. – 2013. – № 5. – С. 93–101.
Леви Т. С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1. – С. 54–67.
Ленгле А. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 1. – С. 7–69.
Летуновский В. В. Экзистенциальная психотерапия в работе с телом // url: http://hpsy.ru/public/x029.htm
Лоуэн А. Биоэнергетика (Революционная терапия, которая использует язык тела для лечения проблем разума). – СПб.: Ювента, 1998. – 381 с.
Немцева А. В. Человек и его телесность: социально-философский аспект // Вестник ОГУ. – 2013. – № 7 (156). – С. 60–63.
Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
Подорога В. А. Феноменология тела. – М., 1995. – 341 с.
Правдина Л. Р. Телесность как ресурс здоровья и ее развитие в телесно-ориентированном тренинге // Ананьевские чтения – 2014: Мат-лы научной конф. / Отв. ред. Г. С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014.
Русина H. A. Психологические основы психосоматики (Психотерапевтические мишени в работе с пациентом психосоматической клиники) // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2011. – Т. 1. – № 7. – С. 20–23.
Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – 175 с.
Рыбалова Т. В. Понятие о телесности в гуманитарных науках // Вестник ТюмГУ. – 2008. – № 5. – С. 216–221.
Тхостов А. Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Цветус-Сальхова Т. Э. «Тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 351. – С. 70–73.
Crawford R. health as a meaningful social practice // health. – 2006. – 10 (4). – pp. 401–420.
Shilling C. The Body and Social Theory. Third Edition. – london: SagE publications ltd, 2013. – 336 p.