Аннотация
В статье обоснованы актуальность исследования танцевальной деятельности и необходимость изучения психофизиологических коррелятов мысленного исполнения импровизированного танца. Данные исследования могут послужить фундаментом для разработки условий оптимизации и развития танцевальных способностей и моторной одаренности, помочь при разработке программ, повышающих результаты спортивной деятельности.
Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 20 профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в спортивно-эстрадных танцах; 20 начинающих танцоров, которые имеют только базовый опыт в спортивно-эстрадных танцах и не получили завершенной, всесторонней подготовки, и 20 студентов, никогда не занимавшихся танцами или другими видами спорта (контрольная группа) на профессиональном или любительском уровнях.
В качестве построения мысленного исполнения движения использовалась танцевальнаяимпровизированная задача. Этот тип задачи включает создание двигательного и танцевального образа (мысленное исполнение). В данном случае участники групп были проинструктированы мысленно исполнить танец, который должен быть уникальным и оригинальным (танец–импровизация). В конце исследования мысленное исполнение оригинального танца необходимо было воссоздать в реальном танце.
Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры головного мозга во время мысленного исполнения импровизированного танца у участников исследования использовался метод ЭЭГ.
В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у профессиональных танцоров при мысленном исполнении импровизированного танца (мысленном представлении элементов профессионально-специфичной танцевальной деятельно- сти). Выявлены общие и специфические особенности в характере корковых взаимодействий у профессиональных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров при мысленном исполнении импровизированного танца.
Библиографические ссылки
Бобров П. Д., Коршаков А. В., Рощин В. Ю., Фролов А. А. Байесовский подход к реализации интерфейса мозг–компьютер, основанного на представлении движений // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2012. – № 1. – С. 89–99.
Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. В. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. – М., 2005. – С. 10–13.
Болдырева Г. Н., Шарова Е. В., Жаворонкова Л. А. и др. Структурно-функциональные особенности работы мозга при выполнении и представлении двигательных нагрузок у здоровых людей (ЭЭГ- и фМРТ- исследования) // Журнал высшей нервной деятельности. – 2013. – Т. 63. – № 3. – С. 316–327.
Вольф Н. В., Разумникова О. М. Половые различия полушарных пространственно-временных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации // Физиология человека. – 2004. – Т. 30. – № 3. – С. 27–34.
Дикая Л. А., Карпова В. В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. – № 4. – С. 80–91.
Ермаков П. Н. ЭЭГ-характеристика функционального состояния головного мозга человека в динамике идеомоторного акта // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции «Принципы и механизмы деятельности мозга человека». – Ленинград, 1989.
Ильин Е. П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
Кирой В. Н., Владимирский Б. М., Асланян Е. В. и др. Электрографические корреляты реальных и мысленных движений: спектральный анализ // Журнал высшей нервной деятельности. – 2010. – Т. 60. – № 5. – С. 525–533.
Мокиенко О. А., Черникова Л. А., Фролов А. А., Бобров П. Д. Воображение движения и его практическое применение // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2013. – Т. 63. – № 2. – С. 195–204.
Наумова М. И., Дикая Л. А. Функциональные связи коры мозга у учащихся с моторной одаренностью при выполнении когнитивной деятельности на разных возрастных этапах // Научно-образовательный журнал «Образование. Наука. Инновации: Южное измерение». – 2014. – № 5 (37). – С. 116–123.
Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 307 с.
Разумникова О. М., Фиников С. Б. Отражение социальной креативности в особенностях активации коры на частотах дельта-, альфа2- и гамма2- ритмов // Журнал высшей нервной деятельности. – 2011. – Т. 61. – № 6. – С. 706–715.
Barr K., Hall C. The use of imagery by rowers // International journal of Sport psychology. – 1992. – 23. – pp. 243–261.
Carlsson I., Wendt P. E., Risberg J. on the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects // Neuropsychol. – 2000. – v. 68. – pp. 876–875.
Dikaya L. A., Skirtach I. A. Neurophysiological correlates of musical creativity: the example of improvisation // psychology in russia: State of the art. – 2015. – v. 8 (3). – pp. 84–98.
Fink А., Graif В., Aljoscha C., Neubauer A. Brain correlates underlying creative thinking: EEg alpha activity in professional vs. novice dancers // NeuroImage. – 2009. – v. 46 (3). – pp. 854–862.
Martin K., Moritz S., Hall C. Imagery use in sport: a literature review and applied model // The Sport psychologist. – 1999. – v. 13. – pp. 245–268.
Morris T., Spittle M., Watt A. Imagery in sport. – champaign, Il: human Kinetics, 2005.
Paivio A. cognitive and motivational functions of imagery in human performance // canadian journal of applied Sport Sciences. – 1985. – v. 10 (4). – pp. 22–28.
Pfurtscheller G., Brunner C., Schlogl A., Lopes da Silva F. H. Mu rhythm (de) synchronization and EEg single-trial classification of different motor imagery tasks // NeuroImage. – 2006. – v. 31. – pp. 153–159.
Vealey R., Greenleaf C. Seeing is believing: understanding and using imagery in sport // j. Williams (ed.). applied sport psychology: personal growth to peak performance. – Mountain view, ca: Mayfield, 1998.