Аннотация
Введение. Авторами доказывается актуальность подхода к изучению социального сознания как к определяющему индивидуальные воззрения, смыслы, установки фактору. В статье утверждается, что проникновение в групповое сознание через изучение категориального ассоцианизма и функционирования категориальных конструктов в подсознании группы не учитывается социальной психологией, несмотря на очевидность познавательного потенциала феномена группового «единомыслия» как гомологической силы поведения. Новизна исследования заключается в картировании ассоциативных полей социального сознания этнических групп для выявления категориальных кодов – прототипов (стереотипов) и новаций религиозной сферы сознания народов Поволжья.
Теоретическое обоснование. В разделе представлено теоретическое обоснование релевантности методологии ассоциативного эксперимента для изучения социальной когнитивности групп. Авторами показано, что ассоциативное содержание категорий, сублиминально входящих в стабильные структурные схемы подсознания (этничность, религиозность, национальность, поколенческая принадлежность, гендер, сословность, партийность, профессиональная принадлежность, космополитизм и т. д.), задает общую форму способов дорефлексивного самопонимания человека и его миропонимания, что создает возможность методической дифференциации и структурирования.
Результаты. Данный раздел включает презентацию эксперимента по свободному ассоциированию в четырех регионах, позволившего применить метод когнитивного картирования.
Обсуждение результатов. Авторы рассматривают ассоциативно-вербальные сети группового генезиса этнорелигиозных групп Поволжья и анализируют семантику частотных прототипов. В данном разделе показано, что картирование основано на расчетах индексов стереотипности, гомогенности и диссипативности, направленности и прогнозной вероятности базисных категорий.
В заключение делается вывод, что категориальный код группового религиозного сознания формируется не церковным каноном, а повседневными вербальными контактами, из чего следует, что конфессиональное сознание группы представляет собой не целостную структуру, а комплекс атомизирующихся фрагментов бытовой псевдорелигии.
Библиографические ссылки
D’Andrade R. G.Cultural Meaning Systems. In: Cultural Theory: Essays on Mind, Self and Emotion. New York, 1984, pp. 88–119.
Neisser, U. Cognition and reality. San Francisco, Freeman and Company Publ., 1976. (Russ. ed.: Naisser U. Poznanieireal'nost'. Moscow, Progress Publ., 1982. 232 p.).
Hutchins E. Cognition in the World. Cambridge (Mass.), MIT Press, 1995. 381 p.
Mozheiko M. A. Social space of postmodernism: the phenomenon of semiotization of being. VestnikPolotskogogosudarstvennogouniversiteta – Herald of Polotsk State University. Series E. Pedagogical sciences, 2011, no. 7, pp. 89–94 (in Russian).
Balibar E., Wallerstein I. Race, nation, class: Ambiguous identities. (Russ. ed.: Balibar E., Vallerstain I. Rasa, natsiya, klass. Dvusmyslennyeidentichnosti. Moscow, Logos Publ., 2004. 288 p.).
Benhabib S. The Claims of culture: Equality and diversity in the global era. Princeton University Press, 2002, 280 p. (Russ. ed.: Benkhabib S. Prityazaniyakul'tury. Ravenstvoiraznoobrazie v global'nuyueru. Moscow, Logos Publ., 2003. 350 p.).
Vezhbitskaya A. Semanticheskieuniversaliiiopisanieyazykov [Semantic universals and description of languages]. Moscow, Yazykirusskoikul'tury Publ., 1999. 780 p.
Foucault M. The order of discourse. London: Basil Blackwell Publ., 1984. (Russ. ed.: Fuko M. Poryadokdiskursa. Moscow, Kastal' Publ., 1996).
Lakoff G. Cognitive models. In: Language and intelligence [Yazyki intellect]. Moscow, Progress Publ., 1995, pp. 143–182.
Niethammer L. Questions to German memory: articles on oral history (Russ. ed. Nitkhammer L. Voprosy k nemetskoipamyati: stat'ipoustnoiistorii. Moscow, Novoeizdatel'stvo Publ., 2012. 536 p.).
Rozhdestvenskaya E. Yu. Biograficheskiimetod v sotsiologii [Biographical method in sociology]. Moscow, HSE Publ., 2012. 381 p.
Halbwachs M. The Social framework of memory. Chicago, 1992. (Russ. ed.: Khal'bvaks M. Sotsial'nyeramkipamyati. Moscow, Novoeizdatel'stvo Publ., 2007. 348 p.).
Karaulov Yu. N. Assotsiativnayagrammatikaiassotsiativno-verbal'naya set' [Associative grammar and associative verbal network]. Moscow, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences Publ., 1999. 180 p.
Kubryakova E. S. Evolution of linguistic ideas in the second half of the twentieth century. In: Yazykinaukakontsa 20 veka [Language and science of the late twentieth century]. Moscow, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences Publ., 1995, pp. 144–238.
Markovina I. Yu., Danilova E. V. The specificity of language consciousness among Russians and Americans: The Experience of creating an “associative Gestalt” of original and translated texts. In: Yazykovoesoznanieiobrazymira [Language consciousness and images of the world]. Moscow, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences Publ., 2000, pp. 116–132.
Popova Z. D., Sternin I. A. Kognitivnayalingvistika [Cognitive linguistics]. Moscow, AST “Vostok–Zapad” Publ., 2007. 315 p.
Deese J. The structure of associations in Language and thought. Baltimore, 1965. 52 p.
Dijk van T. A. Language, cognition, communication. (Russ. ed.: Deik T. van. Yazyk, poznanie, kommunikatsiya. Moscow, Lenand Publ., 2015. 320 p.).
Rosch E. Cognitive representation of semantic categories. In: Toward an experimental psychology: General, 1975, V. 104, no. 3, pp. 192–233.
Rosch E. Principles of categorization. In: Cognition and categorization. New Jersey, Hillsdale Publ., 1978, pp. 27–48.
Osgood Ch. E. Semantic differential technique in the comparative study of cultures. In: Semantic differential technique. Chicago, Aldine Publ., 1969, pp. 303–323.
Pinker S. The Language as an instinct. New York: William Morrow and Co., 1994. (Russ. ed.: Pinker S. Yazykkak instinct. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004. 456 p.).
Bakshutova E. V., Rulina T. K. Autonomous and heteronomic basis for religious world view of large groups. In: Sotsial'nayapsikhologiyareligioznogo (konfessional'nogo), etno-natsional'nogo, pravovogoiregulyativno-upravlencheskogosoznaniya v sovremennoiRossii [Social psychology of religious (confessional), ethno-national, legal, and regulating managing consciousness in modern Russia]. Samara, Samara State University of Social Sciences and Education Publ., 2016, pp. 62–110.
Rulina T. K., Bakshutova E. V. Predrefleksivnyigenezisgruppovoikategorial'noisistemy [Prereflective genesis of a group categorical system]. Materialymezhdunarodnoinauchnoikonferentsii “Psikhologiyasoznaniya: etno-natsional'nye, religioznye, pravovyeiregulyativnyeaspekty” [Proc. the International Scientific Conference “The Psychology of consciousness: ethno-national, religious, legal, and regulative aspects”]. Samara, Samara State University of Social Sciences and Education Publ., 15-17 October, 2015, pp. 151–156.
Rulina T. K., Bakshutova E. V., Bezuglov A. V. Ustoichivost' iizmenchivost' kategorial'nykhprogrammsoznaniyabol'shikhsotsial'nykhgrupp: religioznyiaspekt [Stability and variability of categorical programs of consciousness of large social groups: religious dimension]. SbornikmaterialovVserossiiskoinauchno-prakticheskoikonferentsii“DukhovnyeskrepyRossii: vera,patriotizm, edinstvo” [Proc. the All-Russian Theoretical and Practical Conference “Spiritual ties in Russia: faith, patriotism, and unity”]. Samara, Media-Kniga Publ., 24 May, 2015, 2016, pp. 89–95.
Lebedeva M. M., Tyulin I. G. Applied interdisciplinary politology: resourcesand perspectives. In: Sistemnyipodkhod: analiziprognozirovaniemezhdunarodnykhotnoshenii (opytprikladnykhissledovanii) [System approach: analysis and forecasting of international relations (experience of applied research)]. Moscow, MGIMOPubl., 1991, pp. 99–100.
Sergeev V. M., Parshin P. B. Yazykimodelirovaniesotsial'nogovzaimodeistviya [Language and modeling of social interaction]. Moscow, Progress Publ., 1987. 464 p.
Borishpolets K. P. Metodypoliticheskikhissledovanii [Methods of political research]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2005. 221 p.
Epstein M. N. Theses of poor faith. Severnyi region: nauka, obrazovanie, kul'tura– Northern Region: Science, Education, Culture, 2014, no. 1, pp. 111–124 (in Russian).