Психолого-педагогическая сравнительная диагностика российских и китайских учащихся с разным творческим потенциалом при обучении музыке
PDF (Английский)
PDF

Ключевые слова

обучение музыке
психологическая диагностика
креативность
мотивация
музыкальный талант
одаренность
образовательная среда
творческий потенциал
преподавание музыки
эмоциональный интеллект

Аннотация

Введение. Творческий потенциал – то, что отличает одаренных учащихся от их обычных сверстников, то, что подлежит дальнейшему и превратится в талант. Творчество и талант связаны. Учителя могут использовать показатели креативности для оценки одаренности учащихся. Цель нашего исследования – выявить, как показатели творческого потенциала могут быть предикторами одаренности учащихся. Научная новизна исследования состоит в получении результатов сравнительной диагностики творческого потенциала российских и китайских учащихся при обучении музыке для дальнейшего планирования их образовательного процесса для достижения высоких результатов. Методы. Анкетирование проводилось с помощью комплексной методики, составленной для выявления уровня творческого потенциала учащихся при обучении музыке. Респондентами исследования стали китайские учащиеся Шэньчжэньского колледжа международного образования, г. Шэньчжэн, Китай (50 человек) и российские учащиеся ГБПОУ Ростовский колледж искусств, г. Ростов-на-Дону, Россия (62 человека). Возраст учащихся колледжа варьируется от 14 до 19 лет (n = 112). Средний возраст респондентов – 17,1 ± 1,8 лет, а медианный возраст составляет 17 лет. Результаты. Среднее значение уровня творческого потенциала (креативности) учащихся Шэньчжэньского колледжа международного образования (Китай) составило 21,67 баллов, а студентов Ростовского колледжа искусств 25,05 баллов, что сравнительно выше. Стандартное отклонение показывает величину разброса полученных данных и составляет 2,74 балла для китайских учащихся и 2,28 балла для российских учащихся. Проведенный расчет t-критерия Стьюдента позволяет оценить статистическую значимость выявленных различий величин средних значений для двух несвязанных выборок. Полученное эмпирическое значение tЭмп = 5.2 (p ≤0.01) находится в зоне значимости. Кроме того, данные исследования показали связь творческого потенциала учащихся с эмоциональным интеллектом. Обсуждение результатов. Результаты психологической диагностики позволяют редактировать программу обучения музыке с учетом выбора инструментов и технологий, активизирующих формирование и развитие эмоционального интеллекта в группах и развитие творческого потенциала учащихся.

https://doi.org/10.21702/rpj.2024.3.13
PDF (Английский)
PDF

Библиографические ссылки

Абросимова, Е. Б., Макарова, Е. А. (2022). Психологические особенности обучения игре на музыкальных инструментах одаренных и талантливых детей. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2022 года. Издательство АЛЕФ.

Анисимов, В. П. (2004). Диагностика музыкальных способностей. ВЛАДОС.

Богоявленская, Д. Б. (2019). Философские основы теории одаренности. Культурно-историческая психология, 15(2), 14–21. https://doi.org/10.17759/chp.2019150202

Бозиева, М. М., Паштов, Т. З. (2018). Особенности одаренных и талантливых детей. Экономика и социум, 2(45), 135–141.

Зимина Н. А. (2023). Психологические особенности взаимосвязи мотивации достижения успеха и эмоционального интеллекта. Гуманизация образования, (2), 49–61. https://doi.org/10.24412/1029-3388-2023-2-49-61

Кирнарская, Д. К. (2006). Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва.

Лейтес, Н. С. (2003). Возрастная одаренность и индивидуальные различия. МПСИ.

Лосева, С. Н. (2023). Инклюзивный подход в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности. Вестник музыкальной науки, 11(4), 169–174. https://doi.org/10.24412/2308-1031-2023-4-169-174

Лучинина, О. (2013). Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция. Проект «LENOLIUS».

Макарова, Е. А., Абросимова, Е. Б. (2022). Роль музыки в развитии эмоциональной сферы учащихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3(303), 37–47.

Макарова, Е. А., Абросимова, Е. Б. (2023). Модели одаренности и психологические особенности обучения музыке. Вестник Таганрогского института управления и экономики, 3(39), 89–94.

Макарова, Е. А., Макарова, Е. Л., Денисов, Б. В. (2022). Мотивация к успеху учащихся в малых группах при обучении музыке. Российский психологический журнал, 19(3), 108

Надырова, Д. С. (2015). О ценности музыкальных занятий в развитии интеллекта ребенка. I Международная научно-практическая конференция «Дополнительное профессиональное образование в контексте социокультурных и образовательных трансформаций». ИДПО, Казань, Россия.

Оржековский, П. А., Степанов, С. Ю., Мишина, И. Б. (2020). Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования. Непрерывное образование: XXI век, 3, 2–14. Психология и педагогика детской одарённости: коллективная монография. А.Ю. Нагорнова (ред.). Зебра.

Савенков, А. И. (2024). Психология детской одаренности: учебник для вузов. Издательство Юрайт.

Холопова, В. (2012). Эмоции и смысл музыки. Проблематика основного зарубежного труда по музыкальным эмоциям. П.Н. Джаслин, Дж.А.Слобода (сост). Музыка и эмоция. Теория и исследования. Вестник РАМ им. Гнесиных.

Шумакова, Н. Б. (2020). Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики. Социальные науки и детство, 1(1), 34–46. https://doi.org/10.17759/ssc.2020010103

Экземплярский, В. М. (2006). Проблема одаренности. Измерение одаренности как теоретическая и практическая проблема. В: Что такое одаренность. А.М. Матюшкин, А.А. Матюшкина (ред.). ЧеРо.

Beghetto, R. A., & Kaufman, J. C. (2013). Fundamentals of creativity. Educational Leadership, 70(5), 10–15.

Chatelain, S., Barman, K., Lage-Gómez, C., & Moor, M. (2024). Reframing creative teaching in secondary music teacher education. Education Sciences. 14, 324. https://doi.org/10.3390/educsci14030324

Lima, C. F., Correia, A. I., Mullensiefen, D., & Castro, S. L. (2023). Goldsmiths Musical Sophistication Index (Gold-MSI): Portuguese version and associations with socio-demographic factors, personality and music preferences, 48. Psychology of music.

Møller C., Hansen N. C., Vuust P., Müllensiefen D. The Danish Goldsmiths Musical Sophistication Index: Validation in samples with different degrees of representativeness. PsyArXiv; 2024. https://doi.org/10.31234/osf.io/qah3w

Müllensiefen, D., Gingras, B., Stewart, L., & Musil, J. (2013). Goldsmiths Musical Sophistication Index (Gold-MSI) v1.0: Technical report and documentation. Revision 0.3. London: Goldsmiths, University of London.

Musikhina, Y. (2024). Gender Differences in Motivation for Success and Their Impact on Personal and Professional Achievements of Students . Eurasian Journal of Gender Studies, 1(1), 34–43.

Rost, D. H., Czeschlik, T. (1994). The psycho-social adjustment of gifted children in middle-childhood. European Journal of Psychology of Education, 9, 15–25. https://doi.org/10.1007/BF03172882

Schiavio, A., & Benedek, M. (2020). Dimensions of musical creativity. Frontiers of Neuroscience, 14, 578932.

Subotnik, R. F., Olszewski-Kubilius, P., & Worrell, F. C. (2018). Talent development as the most promising focus of giftedness and gifted education. Springer.

Worrell, F. C., & Dixson, D. D. (2018). Retaining and recruiting underrepresented gifted students. Handbook of Giftedness in Children. S.I. Pfeiffer (ed.). Springer.

Worrell, F. C., Olszewski-Kubilius, P., & Subotnik, R. F. (2021). Gifted and talented students. Mental health consultation and interventions in school settings: A scientist-practitioner’s guide. Hogrefe Publishing GmbH.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Российский психологический журнал