Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии Covid-19
PDF (Английский)
PDF

Ключевые слова

подростки
условия обучения
цифровые предпочтения
социальные сети
онлайн-игры
анкетирование
пандемия Covid-19

Аннотация

Введение. В научной литературе имеется большое количество фактов, демонстрирующих возрастающее влияние цифровых технологий на вовлеченность подростков в Интернет-активность. Однако противоречия в экспериментальном материале и разнородность исследовательских методик затрудняют формулировку определенных выводов о характере воздействия Интернета на подростков. Особенность нашего исследования заключается в изучении поведения в Интернете учащихся школ, которые характеризуются различающимися условиями обучения и воспитания, с помощью одной и той же методики в сходных условиях социальных ограничений из-за пандемии Covid-19. Мы опирались на то, что у каждого подростка существуют определенные предпочтения виртуального досуга, и выбор деятельности в Интернете характеризуется определенным сходством в разных образовательных учреждениях, но при этом может быть связан с качеством физической и социальной активности в реальной среде.

Методы. Использовалась апробированная авторская анкета «Цифровые предпочтения современных подростков», которая позволяет количественно оценивать особенности разных видов деятельности учащихся в виртуальной среде. В опросе приняло участие 96 обучающихся трех школ г. Липецка, различающихся условиями обучения, разным вкладом дополнительного образования (спортивных занятий в секциях) и активностью участия в общественной жизни города.

Результаты. Активность учащихся в социальных сетях характеризуется различиями предпочитаемых видов досуга и временных затрат на общение в Интернете. Впервые установлено, что сверх увлеченное посещение социальных сетей, под которым понимается использование интернета 4 и более часов в день, обусловлено как гуманитарной спецификой образовательной программы школы, так и безнадзорностью учащихся вне школьной жизни.

Обсуждение результатов. В статье установлены принципиальные особенности активности подростков России в Интернете во время пандемии Covid-19 по сравнению со своими сверстниками из других стран: россияне предпочитают общение в социальных сетях всем остальным видам досуга в виртуальном пространстве. Обсуждается практическая и значимая роль активности подростков в реальной социальной жизни, увлечение спортом и физической культурой в качестве способов профилактики формирования Интернет-зависимости.

https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.4
PDF (Английский)
PDF

Библиографические ссылки

Баева, Л. В. (2019). «Группы смерти» и «колумбайн-сообщеста» в онлайн-культуре и реальном социуме. Информационное сообщество, 3, 33–43

Веракса, А. Н., Корниенко, Д. С., Чурсина, А. В. (2021). Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность. Российский психологический журнал, 18(4), 30–47. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.3

Каменская, В. Г., Томанов, Л. В., Татьянина, Е. В. (2020). Дети и подростки цифрового мира. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Семья и социум: психологические и социально-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения. Полиграфическая студия «Открытый мир».

Каменская, В. Г., Томанов, Л. В. (2022). Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков. Экспериментальная психология, 15(1), 139–159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109 5

Терещенко, С. Ю., Смольникова, М. В. (2020). Нейробиологические факторы риска формирования Интернет-зависимости у подростков: актуальные гипотезы и ближайшие перспективы. Социальная психология и общество, 11(1), 55–71.

Черенков, Д. А. (2015). Девиантное поведение в социальных сетях: причины, формы, следствие. Nauka–Rastudent.ru [Электронный ресурс], 7(19) http://nauka-rastudent.ru/19/2843/

Bruggeman, H., Van Hiel, A., Van Hal, G. & Van Dongen, S. (2019). Does the use of digital media affect psychological well-being? An empirical test among children aged 9 to 12. Computers in Human Behavior, 101, 104–113. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.07.015)

Center on Media and Child Health. (2020). Video Games. https://www.prnewswire.com/news-releases/boston-childrens-hospitals-center-on-media-and-child-health-releases-an-essential-guide-for-parents-concerned-about-kids-screen-use-301063133.html

Cheng, C., Cheung, M. W.-L., Wang, H.-Y. (2018). Multinational comparison of internet gaming disorder and psychosocial problems versus well-being: Meta-analysis of 20 countries. Computers in Human Behavior, 88, 153–167.

Digital 2022. (2022). Global Overview Report. https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html

Gao, T., Li, M., Hu, Y., Qin, Z., Cao, R., Mei, S., & Meng, X. (2020). When adolescents face both Internet addiction and mood symptoms: A cross-sectional study of comorbidity and its predictors. Psychiatry Research, February, 284. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112795

Gareht, D. (2018). Social media 'teen death groups' encouraging suicides sweep across Russia prompting 57 percent increase in youngsters taking their own lives. Retrieved February 2018. http://www.dailymail.co.uk/news/article4374978/Social-media-death-groups-prompts57-rise-suicides

Groarke, J. M., Berry, E., Graham-Wisener, L. (2020). Loneliness in the UK duringthe COVID-19 pandemic: Cross-sectional results from the COVID-19 psychological well being study. Plos One, 15(9), e0239698.

Kamenskaya, V. G., & Tomanov, L. V. (2019). Informatization of society and intellectual development of children of senior preschool age. Advances in Economics, buseness and management research, 81, 775–781. https:// doi.org/mtde-19.2019.158

Kamenskaya, V. G., Tomanov, L. V., & Tatianina, E. V. (2021). Features of the Use Internet of Russian Teenages in Regional Aspect. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 577, 74–76.

Keya, F. D., Rahman, M., Nur, T., & Kamal, P. (2020). Parenting and Child’s (five years to eighteen years) digital game addition: a qualitative study in North-Western Of Bangladesh. Computer in Human Behavior Reports, 2, 100031. https://doi.org/10.1016/jchbr2020.100031

Kuss, D. J., Lopez-Fernandez, O. (2016). Internet addiction and problem at Internet use: A systematic review of clinical research. World Journal of Psychiatry, 6(1), 143–176. https://doi.org/10.5498/wjp.v6.i1.143

Luchetti, M., Lee, J. H., Aschwanden, D., Sesker, A., Strickhouser, J. E. … Sutin, A. R. (2020). The trajectory of loneliness in response to COVID-19. American Psychologist, 75(7), 897–908. http://doi.org/10.1037/amp0000690.supp

Marín-López, I., Zych, I., Ortega-Ruiz, R., Hunter, S. C., & Llorent, V. J. (2020). Relations among online emotional content use, social and emotional competencies and cyberbullying. Children and Youth Services Review, 108. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104647

Mental Health Foundation. (2020). Loneliness during coronavirus. https://www.mentalhealth.org.uk/coronavirus/loneliness-during-coronavirus21

Mihara, S., & Higuchi, S. (2017). Cross-sectional and longitudinal epidemiological studies of Internet gaming disorder: A systematic review of the literature. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 71(7), 425–444.

Park, S. K., Kim, J. Y., & Cho, C. B. (2008). Prevalence of Internet addiction and correlations with family factors among South Korean adolescents. Adolescence, 43(172), 895–909.

Statista. (2018). Percentage of teenagers who play video games in the United States as of April 2018, by gender. https://www.statista.com/statistics/454309/teen-video-gameplayers-gender-usa/

Sobkin, V. S., & Fedotova, A. V. (2021). Adolescents on Social Media: Aggression and Cyberbulling. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 186–201. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0412

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., & Chigarkova, S.V. (2020). Digital socialization of adolescents in the Russian Federation: Parental mediation, online risks and digital competence. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 191–206. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0413

Schønning, V., Hjetland, G. J., Aarø, L. E., & Skogen, J. C. (2020). Social media use and mental health and well-being among adolescents – A scoping review. Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01949

Stockdale, L. A., & Coyne, S. M. (2020). Bored and online: Reasons for using social media, problematic social networking site use, and behavioral outcomes across the transition from adolescence to emerging adulthood. Journal of Adolescence, 79, 173–183. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.01.010

Zhu, Ya., Zhuang, P., Lee, J., Li, K. (2020). Leisure and problem gaming behaviour among children and adolescents during school closures caused by COVID-19 in Hong Kong: A school-based quantitative. JMIR Serious Games. https://doi.org/10.2196/preprints.26808

Von Der Heiden, J. M, Braun, B., Müller, K. W., Egloff, B. (2019). The association between video gaming and psychological functioning. Frontiers in Psychology, 10, 1731.

Statista. (2018). Number of Worldwide Social Network Users. https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Валентина Г. Каменская, Елена В. Татьянина