Ценности семьи как фактор этноконфессиональной безопасности
PDF

Ключевые слова

поликультурный регион
конфессиональная безопасность
религиозная безопасность
этноконфессиональность
этническая безопасность
этноконфессиональная безопасность
ценности семьи
ценности безопасности

Аннотация

В статье обоснована актуальность изучения проблемы этноконфессиональной безопасности поликультурного региона в современном российском обществе. Проведена дифференциация понятий, относящихся к проблеме этноконфессиональной безопасности. Рассмотрены особенности презентации понятий: конфессиональная безопасность, религиозная безопасность, этнокультурная и этническая безопасность, этноконфессиональная безопасность. Обозначены угрозы этноконфессиональной безопасности в условиях ситуации неопределенности и нестабильности современного социума. Показана роль семьи как социального института общества, транслирующего ценности культуры и традиций своего этноса. Представлены результаты эмпирического изучения семейных ценностей супружеских пар разной этнической принадлежности, проживающих в условиях поликультурного региона (Чеченская Республика). Выделены и описаны особенности ценностей современной семьи, в зависимости от этнической принадлежности (русские, чеченцы, смешанные семьи), в контексте этноконфессиональной безопасности.

Выявлено, что для семей этнических русских значимыми являются ценности благополучия: иметь хорошую работу и хорошую семью, здоровье, быть любимыми. Большинство респондентов высказали необходимость поддерживать национальные традиции, прививать народные ценности и традиции своим детям. Установлено: в смешанных семьях большая часть респондентов обоего пола отметили, что поддерживать национальные традиции и развитие национальной культуры, прививать народные ценности и традиции своим детям, жить духовной жизнью для них важно; система оценок респондентов находится в диапазоне высоких и выше среднего. Выявлено, что в этнических чеченских семьях отмечается важность передачи своим детям народных традиций, формирующих и поддерживающих чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяющих отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняющих вековые ценностные ориентации и установки.

https://doi.org/10.21702/rpj.2014.4.2
PDF

Библиографические ссылки

Абакумова И. В., Богуславская В. Ф. Методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: основные направления практической работы // Российский психологический журнал. – 2010. – Т. 7. – No 5–6. – С. 17–22.

Аллахвердиев К. Этноконфессиональный фактор национальной безопасности государств Кавказа // URL: http://www.ca-c.org/c-g/2008/journal_rus/c-g-3/02.shtml

Звездина Г. П., Елагина М. Ю. Возможности современной школы в создании поликультурной образовательной среды // Этнопедагогика в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году учителя. 19–21 октября 2010 г. – Грозный: Изд-во АН ЧР, 2010. – С. 304–310.

Звездина Г. П. Проблема формирования мировоззренческой безопасности как средства профилактики экстремизма в молодежной среде // Российский психологический журнал. – 2010. – Т. 7. – No 6. – С. 76–80.

Ипатова Л. П. Православная идентичность как персональный портрет / Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006.

Карпухин Ю. Г . Армия, правоохранительные органы и религиозная безопасность // Вестник РГГУ. Серия «Право». – 2008. – No 5.

Киселёва Е. В. Современная российская семья в традиционно конфессиональном аспекте // Вестник славянских культур. – 2012. – Т. 1. – No XXIII. – С. 37–43.

Косов Г. В. Политическая концепция Ислама: проблемы цивилизационного и политического анализа: монография. – Ставрополь, 2008. – С. 90.

Кураев А. Техника религиозной безопасности // URL: http://www.benjamin.ru/logos/kuraev/0003.html

Магомедов А. А. Социокультурная преемственность в сфере семейных отношений на Северном Кавказе // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. – No 5. – С. 121–128.

Перепелкин Л. C., Стельмах В. Г. Этнокультурная безопасность России: общественные вызовы и государственная политика // Общественные науки и современность. – 2003. – No 3.

Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С. В. Кривцовой. – Москва: Генезис, 1997. – 288 с.

Романова А. П., Мармилова О. В. Культурная безопасность как важнейший фактор национальной безопасности // Человек. Сообщество. Управление. – 2008. – No 2.

Романова А. П., Якушенков С. Н., Лебедева И. В., Топчиев М. С. Феноменология чужого в контексте культурной (этноконфессиональной) безопасности // Человек. Сообщество. Управление. – 2011. – No 1. – С. 44–56.

Сарапулов В. Н., Якупова В. Н. Безопасность человека и гуманитарные средства ее обеспечения (на примере космодрома Байконур) // URL: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/1/Sarapulov&Iakupova

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (действующая редакция), утверждена Указом Президента России от 12 мая 2009 г. No 537 // КонсультантПлюс: нормативно-правовая база. – 2013.

Топчиев М. С. Проблема конфессиональной безопасности: теоретико-понятийный анализ // Гуманитарные исследования. – 2012. – No 4 (44). – C. 266–267.

Abakumova I. V., Kruteleva L. Ju. Life-sense Strategies as a Motivational-dynamic Characteristic of a Person // V Congress of Russian Psychological Society, Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – 86. – pp. 35–41.

Kidder L. H., Kosuge N. Family-work in modern Japan: The reproduction of sons and mothers // Entitlements and the affectional bond. New York: Plenum. – 1992.